О ком звонит колокол

Много десятилетий ждал Свято-Николаевский храм в деревне Дубно Мостовского района колокола. У величественного пятикупольного храма когда-то их было пять. За годы богоборчества церковь разграбили, сняли и колокола.Благое дело восстановления колокольни начал уроженец Дубно 92-летний Василий Николаевич Корень, пожертвовавший на богоугодное дело 23 миллиона рублей. Считанные дни не дожил он до того момента, когда колокол с выгравированными иконами Матери Божией и Николая Чудотворца, а также надписью “Пожертвование от Анны и Василия Корень” подняли на колокольню.Корреспонденту “НГ” посчастливилось встретиться с этим удивительным человеком при его жизни. Василий Николаевич, крещенный в православии, много лет проживший в Польше и уже в глубокой старости вернувшийся на родину, и рассказал мне тогда о своей дороге к храму.

Возвращение к корням
Долгой была дорога его жизни, смыслом которой стала вера. Рожденный накануне революции, он пережил свой век, полный смуты и потрясений. Волей судьбы бывал в разных странах.
В Польшу отец отправил на заработки, да так там он и остался. В Германию занесла война, в Америку привели дела служебные (он работал тогда заместителем директора мясокомбината, ездил набираться производственного опыта). Признался, что если бы ему в молодости сказали, что, объездив города и страны, в свое Дубно вернется, — ни за что не поверил бы.
Но долгая жизнь научила мудрости. Василий Николаевич  рассказывал, что на старости вернулся в свою деревню, чтобы могилки родных досмотреть, памятники им поставить и все, что нажил трудом своим, отдать на возрождение храмов. С женой они были в этом решении едины, хотя Василий Николаевич православный, а жена — католичка. Однако веру Христову они никогда не делили.
15 лет назад, когда Василий Корень с женой только вернулся в Дубно, он зашел в храм Святителя Николая. И сердце болью зашлось — в таком запустении он увидел церковь. В этот храм, где служил еще его отец, Василий, будучи за границей, столько раз душой возвращался. Храм в Дубно — пятикупольный, трехпрестольный, высотой 35 метров, что для деревни редкость. Построен еще в 1844 году. В былые времена вмещал он около трех тысяч молящихся.
Издавна люди рассказывают легенду, что   этот  Свято-Николаевский храм был построен в их деревне по ошибке. Якобы Государь Всея Руси  приказал построить трехпрестольный храм в украинском Дубно (к слову, идентичный храм там тоже построен), но архитекторы все перепутали и построили его в белорусском селе Дубно. А когда вознесся храм куполами к небу, тут-то и обнаружилась ошибка.
Время возвращения Василия Кореня к своим родовым корням совпало со временем обновления храма. Работы по реставрации  еще только начинались. В приход был назначен новый настоятель священник Николай Гляд. Пожертвований от прихожан и суммы, которую выделило  местное хозяйство, было недостаточно для того, чтобы придать храму былое величие.
Так как сребролюбие никогда не было присуще Василию Кореню и его жене Анне, они за большое счастье сочли пожертвовать свои сбережения церкви.
...Через три года после возвращения в Дубно Василий Николаевич овдовел. Похоронил верную спутницу жизни рядом со своей родней. Да и памятник поставил один на двоих с супругой. “Вечно ведь, — говорил, — жить не буду. А когда Господь к себе призовет, никто не знает”.
“Знак с неба подает”
Сын из Польши писал, звал к себе овдовевшего отца.
— Пока о себе сам позаботиться могу, никуда не уеду. Храму, чем смогу, помогу. На тот свет ведь деньги не унесешь, а мне самому много не нужно, — делился он своей житейской мудростью.
Каждый, кто переступал порог его дома, осознавал, что действительно не о материальных благах хозяин думает. Иконы — главное богатство, которое здесь было. Чуть свет вставал он на молитву за людей живых и умерших. И верил в ее силу.
Рассказывал и о своем собственном чудесном спасении.
В тот день он ехал на велосипеде в Мосты и, увернувшись от несущегося на большой скорости встречного грузовика, стремглав полетел в кювет. Велосипед весь искорежило, а Василий Николаевич остался цел и невредим.
— Встал  на ноги, смотрю: прямо передо мной костел строится, — рассказывал он позднее. — Решил, что обойти его нельзя, на моей ведь дороге он стоит. Зашел, разговорился с людьми, которые там работали, спросил, когда ожидается  в храме первая служба. Ему ответили, что все основные работы уже сделаны, но для полного завершения  не хватает приличной суммы денег.
—Люди очень удивились, — вспоминал Василий Николаевич, — когда я сказал, что завтра же ее привезу. Так и спросили: “Ты что, дед, из Америки приехал?”
А назавтра он привез обещанные две тысячи долларов.
Односельчане уважали Василия Николаевича, который был старейшим в округе пономарем, за бескорыстие, за душу открытую. Восхищались его жизненной стойкостью, жизнелюбием. Даже перешагнув 90-летний рубеж, он не только обладал хорошей памятью, но и отличное зрение сохранил. Удивлялись, что в таком возрасте не расставался со своими неизменными “Жигулями”, на которых мог молодому водителю фору дать. Таким он и останется в  памяти...
В день нашей встречи Василий Николаевич сказал, что еще не все задуманное для храма сделал — хочет пожертвовать деньги на колокол. Говорил, что сам Николай Чудотворец, во сне ему явившийся, на этот путь направил.
...А на девятый день после его кончины над Свято-Николаевским храмом раздался колокольный звон. Односельчане так и говорили: “Это Василий Николаевич нам знак с неба подает...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter