О коллективном управлении и служебном произведении

Жанна Шкурдюк — о проблемах в сфере защиты авторских прав

Как уживаются между собой свободный творческий процесс и ограничивающие его рамки задания нанимателя либо трудовых обязанностей работника? И как быть с вдохновением?

С 1 декабря прошлого года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и утратил силу одноименный закон от 16 мая 1996 года, который более полутора десятков лет регулировал общественные отношения, возникающие в связи с созданием произведений науки, литературы и искусства. О проблемных моментах коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей, а также служебных произведений «Р» попросила высказаться заместителя Председателя Верховного Суда Беларуси, председателя судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Жанну ШКУРДЮК (на снимке).

— Коллективному управлению правами в новом законе посвящена отдельная глава, тогда как в предыдущем — лишь одна статья. Расскажите подробнее, Жанна Борисовна, об этом институте.

— Автору в отношении созданного им произведения и иному правообладателю принадлежит исключительное право на это произведение, включающее право использовать его по своему усмотрению в любой форме и любым способом, разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение, то есть воспроизводить и распространять его, импортировать, публично исполнять, передавать произведение в эфир либо иным образом для всеобщего сведения. Но специфика объектов творческой деятельности такова, что после того, как становятся известными обществу, они могут быть использованы для получения дохода любым членом общества. Как известно, музыка и искусство не знают границ. Для автора либо иного правообладателя бывает затруднительно узнать и отследить, когда и как используется его произведение. Правообладатели, поэты и композиторы не имеют возможности вести переговоры с каждой теле- либо радиостанцией, кафе, рестораном о заключении договора на использование музыкального произведения и выплату вознаграждения. Любому из этих пользователей произведений также нереально запрашивать разрешения от каждого автора на его использование. Только на радио и телевидении ежегодно исполняются десятки тысяч произведений национальных и зарубежных авторов, и получается, что разрешение должно быть получено от тысяч правообладателей. Практическая неосуществимость индивидуального управления правами привела к необходимости создания организаций по коллективному управлению правами как связующего звена между обладателями прав на произведения и пользователями произведений.

— Чем вызвано такое внимание законодателя к данной проблеме и есть ли по вопросам коллективного управления обращения в судебную коллегию Верховного Суда?

— Вопросы создания и деятельности таких организаций в Беларуси законом 1996 года вообще не были урегулированы. Наличие подобных пробелов на практике порождало проблемы. В разное время в нашей стране функции по коллективному управлению имущественными правами национальных и зарубежных авторов и иных правообладателей осуществляли только государственные организации. С 2007 года эти функции в рамках Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) осуществляет Центр по коллективному управлению имущественными правами. Одной из функций организации является защита в судебном порядке нарушенных прав в результате бездоговорного использования произведений путем подачи исков о взыскании компенсации в интересах национальных и зарубежных правообладателей. И ежегодно коллегией рассматривается до десятка таких дел. Замечу, что по каждому третьему подаваемому в суд иску правомерность деятельности государственной организации, объем полномочий и законность подачи исков ставились ответчиками-нарушителями под сомнение. Ими игнорировались и предваряющие обращения в суд предложения организаций заключить договоры на использование на законном основании произведений с выплатой правообладателям вознаграждения. Характерно и то, что ни один из нарушителей не потрудился отыскать самого автора либо иного правообладателя с тем, чтобы непосредственно у него получить информацию о том, сам ли автор вправе и согласен ли выдать разрешение на использование своих произведений либо за таким разрешением следует обратиться в организацию по коллективному управлению, с которой автор заключил договор об управлении его имущественными правами на коллективной основе, после чего сам не вправе выдавать такие разрешения. С принятием нового закона данный законодательный пробел ликвидирован.

— Насколько результативно осуществляемое сегодня НЦИСом коллективное управление правами национальных и зарубежных правообладателей? Возможно, у общественных организаций, если бы их создали, его уровень был бы выше?

— Информация о деятельности НЦИСа по коллективному управлению по всему спектру сфер использования произведений доступна. Сама деятельность — прозрачна, ее результативность и значимость можно оценить каждому, зайдя на сайт этой организации в сети Интернет. Замечу, она впечатляет. С 2007 года организация является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов СИЗАК, объединяющей около 230 организаций по коллективному управлению из более чем 120 стран мира. Состоит в договорных отношениях в области взаимного представительства интересов с аналогичными организациями более 30 стран мира и представляет на территории нашей республики интересы почти миллиона авторов из этих стран. НЦИСу свою судьбу доверили, заключив договоры, и более 3300 белорусских авторов и иных правообладателей. В феврале 2012 года НЦИСу предоставлена государственная аккредитация в качестве организации по коллективному управлению имущественными правами.

Осуществляя такое управление правами иностранных и национальных правообладателей, белорусская организация заключает со всеми пользователями договоры на использование любого произведения из сформированного в реестре перечня произведений, собирает с пользователей вознаграждение за использование, распределяет его и выплачивает национальным авторам и иным правообладателям. Кроме того, получает и выплачивает вознаграждение за использование произведений белорусских авторов за рубежом, а также собирает и перечисляет вознаграждение для иностранных авторов и правообладателей за использование их произведений в Беларуси. При этом отмечается ежегодное увеличение размеров собираемого и выплачиваемого вознаграждения, увеличение количества заключаемых с авторами договоров на управление правами и договоров о взаимном представительстве интересов с зарубежными организациями по коллективному управлению правами. Деятельность организации постоянно совершенствуется, растет и ее авторитет. Да и в силу сложившихся традиций авторитет государственной организации в обществе выше, нежели общественной. Этим и объясняется отсутствие до настоящего времени созданных авторами организаций по коллективному управлению, основанных на членстве. Но если они будут созданы, понадобится немалый период времени для становления, приобретения опыта и знаний с тем, чтобы работать действительно эффективно и результативно.

— Нередко предметом судебного спора являются служебные произведения, созданные автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Интересно, как уживаются между собой свободный творческий процесс и ограничивающие его рамки задания нанимателя либо трудовых обязанностей работника? И как быть с вдохновением?

— Да, наша коллегия рассмотрела не один спор о служебных произведениях.

Производственное задание и творческий процесс, в результате которого наниматель ожидает от работника создания творчески нового, неповторимого и оригинального произведения, то есть произведения, отвечающего всем правовым критериям охраноспособности и подпадающего в связи с этим под охрану и защиту нормами Закона «Об авторском праве и смежных правах», — на первый взгляд две трудно совместимые категории. Большинство работников свои идеи и замыслы, а также будущие служебные творения серьезно обдумывают вне стен служебного помещения, имея свои «ключи» вдохновения. И если по статистике более половины всех охраняемых результатов интеллектуальной деятельности создается работниками, работающими по найму, значит, вдохновение присутствовало и способствовало творческой реализации замысла либо идеи произведения.

— Новый закон изменяет регулирование отношений, возникающих в связи с созданием служебных произведений. Насколько существенны эти изменения?

— Статья 14 закона в его прежней редакции, регулирующая правоотношения по поводу произведений, создаваемых авторами, работающими по найму, была предельно лаконична. В силу изначальной принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю, никаких обязательств у нанимателя по выплате работнику вознаграждения за созданное произведение не возникало. Работник довольствовался лишь получаемой за свой труд заработной платой. Вознаграждение не вправе были выплачивать даже те наниматели, которые имели возможность и желание материально поощрить своего работника дополнительной к заработной плате выплатой авторского вознаграждения. Законом не возлагалась на нанимателя и обязанность использовать по назначению служебное произведение, в создание которого были вложены немалые денежные средства. А в случае ликвидации предприятия права на служебное произведение не возвращались автору, а прекращались, и произведение при жизни автора переходило в общественное достояние.

Статью 17 нового закона по праву можно назвать прогрессивной и направленной на достижение более взвешенного баланса между интересами работника и нанимателя. По новому закону первоначальным обладателем исключительного права на служебное произведение становится работник, но с момента создания это право автоматически переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором. Такое первоначальное обладание работником-автором исключительными правами позволяет решить судьбу произведения ликвидированного предприятия в пользу этого работника: вместо перехода произведения в общественное достояние права на него будут возвращаться автору либо его наследникам. Не обойден в новом законе и вопрос выплаты вознаграждения. Он не содержит безусловной обязанности нанимателя по его выплате, а передан на его усмотрение. Автор может рассчитывать на получение вознаграждения в том случае, если это предусмотрено договором между ним и нанимателем.

Существенной новацией закона является и предоставление нанимателю, обладающему исключительным правом на служебное произведение, права вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. Кроме того, в законе появилось понятие «служебное исполнение», в отношении которого по аналогии должны применяться все те правила, которые установлены для служебных произведений.

— Подытоживая разговор, хочу узнать о вашем, Жанна Борисовна, мнении: способен ли новый закон защитить авторов и правообладателей от посягательств на принадлежащие права в отношении созданных объектов авторского права и смежных прав?

— Безусловно, он будет очень полезен тем, кто привык чтить законы и подчиняться им, поскольку в нем четко обозначены границы правового поля, на котором надо играть строго по правилам, прописанным в этом законе. Вместе с тем не следует забывать о том, что порядочные люди нуждаются в законе только для защиты от непорядочных. Но никакой закон не способен преобразить последних в первых. Распоясавшихся людей бывает очень сложно вернуть в русло моральных ценностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter