О чем писали на советских плакатах?

Вехи советской истории можно изучать по социально-политическим плакатам. Созданные в 1919–1921 годах поэтами и художниками Окна сатиры РОСТА положили начало большой агитпропаганды в СССР.
Вехи советской истории можно изучать по социально-политическим плакатам. Созданные в 1919–1921 годах поэтами и художниками Окна сатиры РОСТА положили начало большой агитпропаганды в СССР. Искрометные зарисовки Маяковского, рисунки Моора,  военные карикатуры Кукрыниксов, поднимавшие боевой дух солдат. Более 100 тем для слоганов, миллионный тираж и огромные площади под расклейку… Если газета и радио были для кого-то недоступны, то плакат находил своего читателя везде: в яслях, на заводах, в армии. Как должна была жить советская молодежь, чем дышать и что делать ради светлого будущего? Листаем плакаты вместе с искусствоведом и писателем Александрой Голубович.

Александра Голубович

Реклама икры, матрешек и компартии

Что же такое плакат? Яркая картинка и обязательно слоган, который рассчитан на моментальное прочтение и восприятие. Тонкое искусство и главное идеологическое орудие советских идеологов.

В СССР рекламных плакатов было мало, почти все они делались на экспорт и рекламировали чаще всего спиртные напитки, икру и матрешек. Здесь же реклама была не нужна: постоянный дефицит товаров заставлял людей сметать с полок магазинов все, что там появлялось без нее.

Настоящей вехой советской эпохи стал советский социально-политический плакат. Это тоже было своего рода рекламой – партии, коммунистических идей, жизни советского человека и светлого прекрасного будущего. И она распространялась на всех.


Женщина! Твое место на заводе

Ребенок едва успел родиться, а маму уже отправляли на работу, потому что ее предназначение – не пеленки и борщи, она должна стоять у станка и быть передовиком производства.


О том, что ребенка нужно мыть

Все, что женщины должны были знать о здоровье и материнстве, сообщали им не только врачи, но и плакаты. И если медработники не всегда могли быть рядом с пациентом, например, где-то в глухой деревне, то плакаты были везде. Они подсказывали мамам, что детей нужно мыть, кормить детским питанием и выводить на прогулку.


Сильный и смелый

Чтобы люди работали хорошо, им нужно было обязательно на кого-то равняться. На плакатах часто рисовали парня спортивного телосложения с мужественным лицом и сильными руками. Нередко изображали реальных людей – передовиков производства, лучших доярок и героев соцтруда.


О хорошей учебе и спортивной закалке

Школьные плакаты призывали хорошо учиться, знать родной язык, заниматься спортом и в кружках юного техника, быть примерными пионерами. Ребенка не просто просили собирать вторсырье! Ему говорили, что, сдав макулатуру и заработав деньги, он внесет свой вклад в строительство БАМа! Дети чувствовали себя причастными к великому делу и старались изо всех сил, собирая бумагу и металлолом.

Из рабочей гущи выгоним пьющих

Плакаты боролись со всеми изъянами, которые могли помешать советскому человеку строить светлое будущее. На них высмеивались пьянство, лень, тунеядство, легкое поведение и даже стиляги.
 
О стройках века

После войны нужно было восстанавливать страну. Самая распространенная тема плакатов – «Моладзь на стройке», призыв вместе строить светлое будущее. Примечательно, что наши довоенные и послевоенные плакаты издавались на белорусском языке.

Справка «ЗН»

Александра Голубович – филолог, историк, кандидат искусствоведения, стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, автор книги «Белорусский советский плакат». Ее отец Геннадий Голубович был заслуженным работником культуры БССР и главным художником издательства «Беларусь». В его коллекции – много уникальных оригиналов, прорисованных от руки, которых нет даже в музеях:

– Раньше плакаты рисовали художники-графики, и самые знаменитые мэтры дизайна и плаката заокончили кафедру графики Белорусской академии искусств. В Беларуси была очень сильная школа плаката – мы сохранили лучшие традиции русского и польского плакатного искусства и приумножили их. Сегодня искусство плаката возрождается. И именно конкурсы смогут помочь открыть новые таланты и имена молодых художников-плакатистов.  

Фото Владимира ШЛАПАКА и из личной коллекции Александры Голубович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter