Александра Голубович
Реклама икры, матрешек и компартии
Что же такое плакат? Яркая картинка и обязательно слоган, который рассчитан на моментальное прочтение и восприятие. Тонкое искусство и главное идеологическое орудие советских идеологов.
В СССР рекламных плакатов было мало, почти все они делались на экспорт и рекламировали чаще всего спиртные напитки, икру и матрешек. Здесь же реклама была не нужна: постоянный дефицит товаров заставлял людей сметать с полок магазинов все, что там появлялось без нее.
Настоящей вехой советской эпохи стал советский социально-политический плакат. Это тоже было своего рода рекламой – партии, коммунистических идей, жизни советского человека и светлого прекрасного будущего. И она распространялась на всех.
Женщина! Твое место на заводе
Ребенок едва успел родиться, а маму уже отправляли на работу, потому что ее предназначение – не пеленки и борщи, она должна стоять у станка и быть передовиком производства.
О том, что ребенка нужно мыть
Все, что женщины должны были знать о здоровье и материнстве, сообщали им не только врачи, но и плакаты. И если медработники не всегда могли быть рядом с пациентом, например, где-то в глухой деревне, то плакаты были везде. Они подсказывали мамам, что детей нужно мыть, кормить детским питанием и выводить на прогулку.
Сильный и смелый
Чтобы люди работали хорошо, им нужно было обязательно на кого-то равняться. На плакатах часто рисовали парня спортивного телосложения с мужественным лицом и сильными руками. Нередко изображали реальных людей – передовиков производства, лучших доярок и героев соцтруда.
О хорошей учебе и спортивной закалке
Школьные плакаты призывали хорошо учиться, знать родной язык, заниматься спортом и в кружках юного техника, быть примерными пионерами. Ребенка не просто просили собирать вторсырье! Ему говорили, что, сдав макулатуру и заработав деньги, он внесет свой вклад в строительство БАМа! Дети чувствовали себя причастными к великому делу и старались изо всех сил, собирая бумагу и металлолом.
Из рабочей гущи выгоним пьющих
Плакаты боролись со всеми изъянами, которые могли помешать советскому человеку строить светлое будущее. На них высмеивались пьянство, лень, тунеядство, легкое поведение и даже стиляги.
О стройках века
После войны нужно было восстанавливать страну. Самая распространенная тема плакатов – «Моладзь на стройке», призыв вместе строить светлое будущее. Примечательно, что наши довоенные и послевоенные плакаты издавались на белорусском языке.
Справка «ЗН»
Александра Голубович – филолог, историк, кандидат искусствоведения, стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, автор книги «Белорусский советский плакат». Ее отец Геннадий Голубович был заслуженным работником культуры БССР и главным художником издательства «Беларусь». В его коллекции – много уникальных оригиналов, прорисованных от руки, которых нет даже в музеях:
– Раньше плакаты рисовали художники-графики, и самые знаменитые мэтры дизайна и плаката заокончили кафедру графики Белорусской академии искусств. В Беларуси была очень сильная школа плаката – мы сохранили лучшие традиции русского и польского плакатного искусства и приумножили их. Сегодня искусство плаката возрождается. И именно конкурсы смогут помочь открыть новые таланты и имена молодых художников-плакатистов.
Фото Владимира ШЛАПАКА и из личной коллекции Александры Голубович