О чем писала «СБ» 7 октября

2009 г.

­Президент встретился с финалистами конкурса «Учитель года». Конкурс проводится с 1991 года, его знают по всей стране, ведь победить в нем — значит быть лучшим в профессии. Педагог по первому своему образованию, Александр ­Лукашенко рассказал, каким ему видится современный учебник, высказал опасения по поводу культа компьютерных технологий и посетовал на недостатки в воспитании нынешних школьников. Подробности встречи — в публикации «Никто не заменит учителя. Даже компьютер»:

«Обращаясь к учителям, которые дошли до финала конкурса, Александр ­Лукашенко сказал, что все они являются лучшими из лучших. Гости президентской резиденции, как выяснилось, на досуге музицируют, стреляют из спортивной винтовки, купаются в зимней проруби (вместе с учениками). Логично, что первый бокал шампанского вчера был поднят «за талант». Но прежде состоялся обмен мнениями о проблемах современной школы…

Высказался ­Президент и о роли информационных технологий в образовательном процессе. По его убеждению, компьютер не должен стать идолом. Нынешние ученики, считает Александр ­Лукашенко, и так с головой погружены в виртуальную реальность, «нужно знать меру». ­Президент подчеркнул важность новых технологий в образовании, но заметил, что ни один даже самый современный компьютер не заменит учителя».

1955 г.

«Малая Белорусская» — так часто называют Детскую железную дорогу. Но здесь все настоящее: и тепловозы с вагонами, и правила движения, и машинисты, и проводники, и, конечно, пассажиры. От большой магистрали Детская железная дорога отличается лишь шириной колеи (750 мм, почти вдвое уже «взрослой») и длиной трассы — только четыре с половиной километра, а не тысячи. Сейчас она соединяет в себе функции железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и дополнительного образования детей одновременно. Уже вскоре после открытия — 9 июля 1955 года — о ней написали в «Советской Белоруссии». Цитируем отрывок из публикации «На Малой Белорусской»:

Открытие Детской железной дороги. Июль 1955 года.

«Более 40 тысяч пассажиров перевезла Белорусская детская железная дорога за первые месяцы своего существования. Около 70 детей занимались летом в железнодорожных кружках. Под руководством опытных инструкторов они овладевали различными специальностями, исполняли обязанности дежурных по станции, проводников и т.д. Еще шире развернется работа кружков в зимнее время. На вокзале «Парк культуры» оборудован технический кабинет. В нем имеется много наглядных пособий. В 1956 году Малую Белорусскую железную дорогу под руководством опытных инструкторов будут обслуживать сами юные железнодорожники».

1947 г.

В послевоенное время многие продолжали жить в землянках. Захватчики сожгли дома белорусов, а те, лишившись жилья, не имели возможности построить новое. На примере Витебской области узнаем, какой была ситуация. «К 30‑летию Октября покончим с землянками» — так называется заметка о строительстве домов на северо-востоке БССР. Работы планировали завершить к праздничной дате, поэтому строители трудились в ускоренном режиме:

«Немецко-фашистские изверги причинили Витебской области огромные разрушения. В сельской местности они сожгли и уничтожили 62 655 жилых домов колхозников, 63 800 хозяйственных и 35 247 общественных построек. 57 612 семей колхозников остались без крова. Несмотря на большую работу, проделанную местными организациями, в землянках еще проживает 4790 семей. В принятом обкомом партии и исполкомом облсовета специальном решении об ускорении строительства домов намечено к 10 октября закончить отстройку 2133 домов, для которых уже заготовлены срубы. Разработан и доведен районам твердый график строительства с учетом окончания всех домов колхозников к концу октября».

1982 г.

В 1960‑х Минск столкнулся с типичной проблемой многих крупных городов. Существовавшая транспортная сеть перестала справляться с многократно возросшими нагрузками. Численность населения стремительно увеличилась почти вдвое: с 500 до 900 с лишним тысяч жителей. Родилась идея о строительстве метро. В начале 1970‑х московский институт «Метрогипротранс» разработал программу его возведения. Интересно, что тогда названия некоторых будущих станций были совсем другими. Например, «Октябрьскую» именовали «Центральной площадью». Привычные нам сейчас утвердили только в конце десятилетия. Да и план работ подвергался корректировке. О них сообщалось в прессе. Цитируем отрывок из материала «Метро: есть два самых длинных перегонных тоннеля!»:

Строительство станции метро «Октябрьская». 1982 год.

«Еще одна страница вписана в славную летопись строительства Минского метрополитена. На месяц раньше, чем планировалось, бригада Анатолия Шестопалова завершила проходку самых длинных перегонных тоннелей. Вчера состоялась сбойка 1198‑метрового перегонного тоннеля от станции «Площадь Ленина» до станции «Октябрьская». Проходка велась в сложных горно-геологических условиях. Песчаные грунты, а на отдельных участках и грунтовые воды сдерживали ход работ. Мелкозернистый песок в забоях и часто встречающиеся валуны. Малейшая неточность в креплении забоя — и песок сыпался из щелей».

nev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter