О чем писала «СБ» 25 мая

1931 г.

Брусчатка на систематической основе стала активно покрывать улицы Минска в конце XVIII века. Чтобы ускорить процесс, в городе был введен даже своеобразный дорожный налог. Въезжающие в Минск обязаны были заплатить. В XX веке брусчатку в столице закатали под асфальт. Но кое-где она все же есть. Например, на улице Карла Маркса. На 4‑й полосе номера рассказывается о том, когда здесь появилась брусчатка. Цитируем фрагмент статьи «Новый Минск должен строиться по плану»:


«Одна из важнейших проблем благоустройства Минска — замощение наших улиц, которые совершенно негодны для городского движения. Как уже сообщалось в печати, решено в этом году замостить центральные улицы города брусчаткой и клинкером. Всего заказано 3400 тонн брусчатки, которая будет прибывать в Минск из Соколовских карьеров Житомира. В Минск уже прибыло 40 вагонов. На этой неделе будет проведена пробная опытная кладка брусчатки на участке 200 квадратных метров по улицам Республиканской и Ново-Московской. Через месяц брусчаткой будет моститься отрезок Ленинской улицы, начиная со 2‑го Дома Советов до угла Советской и на Советской до улицы Урицкого. Кладка будет производиться не на бетонном основании, а на кирпичном щебне.

С 1 июня Главдортранс обещает отпустить клинкер для замощения улицы Карла Маркса. Для начала работ необходимо строительным организациям и Эльводу закончить раскопки по этой улице, иначе может сорваться кладка. Через месяц будет готов временный деревянный мост через Свислочь на Ляховке. После окончания этого моста будет приступлено к постройке постоянного, через который будут также проложены трамвайные пути».

1938 г.

Было время, когда к техосмотру автомобилей их владельцы относились гораздо серьезнее, нежели сейчас. Возможно, потому, что ранее этим ответственным делом занимался НКВД. В подтверждение этому — объявление, опубликованное на 4‑й полосе.


«Управление РК Милиции НКВД БССР доводит до сведения всех автохозяйств гор. Минска, имеющих автомашины, что начиная с 25 мая по 5 июня с. г. будет производиться технический осмотр автомашин. На территории быв. выставки с 9 до 17 часов ежедневно. Предлагается автохозяйствам, имеющим автомашины в количестве до 10 машин, представить на осмотр в установленный срок автомашины. При техосмотре необходимо иметь технический паспорт на автомашину и оплаченную квитанцию в сумме 5 р. за каждую автомашину. По истечении срока техосмотра с автомашин автохозяйств, уклонившихся от техосмотра, будут сниматься госномера. УРКМ НКВД БССР».

Сегодня в республике прохождением техосмотра занимается УП «Белтехосмотр».

1956 г.

Пожалуй, если сегодня спросить у молодого поколения, что такое речной трамвайчик, этот вопрос вызовет недоумение или усмешку. А ведь в середине 1930‑х речные трамваи стали частью транспортной системы Москвы, Ленинграда, Горького, Сталинграда, Ростова-на-Дону и других городов. На второй полосе номера размещена фотография речного трамвая из Бобруйска. Подпись к снимку дышит романтизмом.


«На водной глади реки показалось легкое, быстроходное судно — речной трамвай. Взор привлекает его красивый внешний вид. Оно окрашено в светло-голубой цвет. В светлых, уютных салонах большие окна, как в комфортабельных автобусах, прекрасная отделка. В двух салонах — носовом и кормовом — расставлены небольшие скамейки на 147 мест. В хорошую погоду пассажиры могут проводить время на верхней палубе, где также есть скамейки для сиденья. К услугам пассажиров — буфет...».

Жаль, что такой удивительный вид транспорта перестал быть общественным. Да и, честно говоря, даже в экскурсионных и развлекательных целях речные трамвайчики медленно сходят на нет. Все чаще свой век они доживают в качестве кафешек и баров у пристаней.

1960 г.

Статистика утверждает, что на планете курит каждый пятый подросток в возрасте 13 — 15 лет. Ежегодно на свои недетские вредные привычки они расходуют 400 миллионов долларов. О пагубных никотиновых пристрастиях несовершеннолетних в Беларуси рассказывает материал «Убрать ненужные автоматы» на 3‑й полосе.

«Однажды учительнице средней школы № 2 г. Пинска Марии Владимировне Назаренко попала записка одного мальчика. В ней было написано: «Приходи, куда мы условились. Я дам тебе за это пачку огонька». Перечитывая записку, Мария Владимировна задумалась: что это за пачка «огонька», которую предлагал ученик четвертого класса своему товарищу. На помощь пришли учащиеся.

— Это пачка папирос, — заявил один мальчик.

— А где он их взял?

— В бане поставили автомат. Бросишь монетку — выскакивает папироса.

Оказывается, в городских банях горпищепромкомбинат поставил автоматы для продажи папирос — и многие ученики стали пользоваться ими. Никто этого не замечает. Раньше доступ к табачным изделиям для детей был закрыт, ибо продавцам запрещено отпускать папиросы детям. И следует отметить, что подавляющее большинство торговых работников соблюдали это правило. А теперь оно потеряло смысл. Хорошая вещь — автоматы. Их следует широко внедрять в наш быт, в том числе в торговлю. Пусть автоматы продают тетради, карандаши, перья, резинки, книги, соки, конфеты, печенье и т.п. Но ни в коем случае нельзя ставить в общественных местах, куда доступ детей не ограничен, автоматы по продаже папирос и сигарет. Здесь они могут нанести только вред».

1975 г.

В декабре 2023‑го исполнится 50 лет с того времени, как в космосе побывал первый белорус — Петр Климук. О его втором полете в космос рассказывает на первой полосе наша газета в материале «В полете — «Союз-18»:

«24 мая 1975 года в 17 часов 58 минут московского времени в Советском Союзе произведен запуск космического корабля «Союз-18», пилотируемого экипажем в составе командира корабля Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, подполковника Климука Петра Ильича и борт-инженера Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Севастьянова Виталия Ивановича». Здесь же на полосе публикуются фотографии космонавтов и их биографии. Вот что говорится о белорусе:

«Петр Ильич Климук родился в селе Комаровка Брестской области. После окончания в 1964 году Черниговского высшего военного авиационного училища служил в Военно-воздушных силах. В 1965 году Петр Ильич был зачислен в отряд космонавтов. С 1973 года он заочно учится в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина… Отец космонавта погиб во время Великой Отечественной войны. Мать Марфа Павловна живет в селе Комаровка Брестской области. Жена Петра Ильича Лилия Владимировна окончила 1‑й Московский медицинский институт. Работает в Звездном городке. В семье растет семилетний Миша».

Всего наш именитый земляк совершил три полета в космос, что в сумме составило 78 дней 18 часов 18 минут 42 секунды. К слову, 10 июля этого года Петр Ильич будет отмечать свое 80‑летие.

2007 г.

Сразу после окончания Олимпиады в Афинах, где белорусы завоевали 15 медалей, по прямому указанию ­­Президента Беларуси началась реконструкция Брестского гребного канала. Она была завершена в рекордно сжатые сроки. На первой полосе номера публикуется материал «Брестский гребной канал ведет в Пекин».

«Уникальное спортивное сооружение. База, тренироваться на которой еще до окончания ее строительства горели желанием спортсмены со всей Европы. Отличный спорткомплекс, включающий в себя трассы для гребли и плавания, административно-судейский блок, общежитие для спортсменов, гостиницу, кафе, сауны, медицинский центр. Трамплин, с которого наши спортсмены, хочется верить, «прыгнут» прямиком на олимпийский пьедестал в Пекине… Все это — о Брестском гребном канале… Сегодня строители и руководители спорткомплекса будут держать экзамен — в Бресте состоится торжественное открытие уникального сооружения… Практически одновременно с торжественным открытием будет дан старт первой в новейшей истории брестской гребли международной регате «Дружба», участие в которой примут спортсмены 14 (!) стран. Со сдачей гребного комплекса строительство на его берегах не заканчивается. В ближайших планах — лодочная станция и спортивно-развлекательный центр для отдыхающих, а 5‑километровая лыжероллерная трасса, опоясывающая канал, уже принимает любителей прогулок на свежем воздухе».

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter