О чем писала «СБ» 23 ноября


2004 г.

Каждый ноябрь ММКФ «Лістапад» привозит в Минск лучшие картины со всего мира. Стартовав в 1994 году, сегодня этот кинофорум стал всемирно известным и значимым. Все эти годы фестиваль проходит под патронатом ­­­Президента Беларуси Александра ­­­Лукашенко. От его имени вручается специальный приз — деятелям кино исключительно высшей пробы. В 2004 году такого приза удостоился народный артист СССР Олег Янковский. Наша газета писала об этом в материале «Лістапад»: вверх по фестивальной лестнице»:

«Кинофорум «Лiстапад» Александр ­­­Лукашенко считает очень ответственным событием, ведь он как бы завершает череду ежегодных кинематографических мероприятий, подводит их общий итог. «Дух нашего родного «Лiстапада» — позитивен и созидателен. Исповедуемые им ценности — гуманны и демократичны», — подчеркнул ­­­Президент. Александр ­­­Лукашенко отметил, что из республиканского бюджета целенаправленно выделяются средства на создание фильмов, приобретение современного оборудования для киностудии «Беларусьфильм», подготовку молодых кинематографистов. Деятели, чьи особые заслуги общепризнаны, становятся обладателями специального приза ­­­Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». В нынешнем году он присужден знаменитому российскому актеру Олегу Янковскому. /…/ — Личное внимание ­­­Президента к фестивалю «Лiстапад» говорит о многом, — заметил Николай Бурляев. — Прежде всего о заинтересованности государства в развитии кино. Что же до «звездного десанта», то в этом году в Минск приехал «генеральский состав»: Александр Михайлов, Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Жженов, Виктор Проскурин, Зинаида Кириенко, Николай Бурляев, Валентина Титова, «отец» «Ералаша» Борис Грачевский, космонавт Георгий Гречко, многоликий Марк Рудинштейн, режиссер Леонид Нечаев…»

1940 г.

«Земли потрескавшейся корка. Война. Далёкие года… Мой друг мне крикнул: — Есть махорка? А я ему: — Иди сюда!.. И мы стояли у кювета, благословляя свой привал, и он уже достал газету, а я махорку доставал…» Эти строки принадлежат поэту Константину Ваншенкину, который, к слову, написал такие советские шлягеры, как «Я люблю тебя жизнь», «Алеша» и др. Во время Великой Отечественной войны махорка была на вес золота. Ядреная самокрутка во время затишья между боями — первое средство спасения, когда нервы на пределе. Она же снижала чувство голода. В годы войны махорку без преувеличения называли оборонным сырьем. До войны ее выращивали как на личных подворьях, так и в колхозах. «СБ» в материале «Рекордный урожай махорки» рассказывает о том, как 82 года назад махорку лелеяли на Гомельщине:


«Брагин. Многие колхозы района одновременно с культивированием зерновых, картофеля и льна успешно выращивают и такую техническую культуру, как махорка. Орденоносный колхоз им. Тельмана получает высокие урожаи махорки в 30 и больше центнеров с гектара уже несколько лет подряд. Колхоз «Вторая пятилетка» также в течение двух лет получает высокие урожаи этой культуры. Бригадир этого колхоза Иван Виницкий собрал, например, в прошлом году по 38 центнеров махорки с каждого гектара. Посевы махорки были три раза прополоты, подкормлены минеральными и местными удобрениями, было также проведено несколько поливок. Бригада готовится в будущем году собрать еще более высокий урожай этой ценной культуры, которая обеспечивает колхозу большие доходы».

Остается добавить, что завез махорку в Россию Петр Первый и до перестройки она находилась в промышленном производстве.

1978 г.

До начала XXII летних Олимпийских игр 1980 года немногим более полутора лет, и понятно, что Советский Союз прилагает все усилия, чтобы достойно выглядели не только спортивные, но и общественно-политические результаты. Почти все заводы и фабрики, учреждения и организации страны брали на себя повышенные обязательства. И строители, безусловно, в сплоченных рядах соотечественников были на передовой. На четвертой полосе номера в рубрике «Советская Белоруссия на олимпийских стройках» идет речь о нелицеприятных фактах:

«Еще в прошлом году в Минске началась подготовка спортивных сооружений к Олимпиаде-80. После нынешней реконструкции количество мест на стадионе «Динамо» за счет сооружения второго яруса западных трибун увеличится с 40 до 50 тысяч. Мощные осветительные установки позволят транслировать игры по цветному телевидению. Однако на стадионе «Динамо» положение дел пока вызывает тревогу. Коллектив СУ-16 треста № 1 и его смежники с планом реконструкции стадиона в прошлом году не справились. Нынче они обязались наверстать отставание. Однако за девять месяцев сделать намеченное строители не смогли. На темпах строительства сказываются не только организационные неувязки, но также частые изменения, вносимые в проектную документацию институтом «Минскпроект». Неблагополучно обстоит дело с поставкой некоторых конструкций и оборудования. Завод «Гомельсельстройдеталь» не изготовил и не смонтировал тринадцать деревянных арок пролетом 50 метров для перекрытия спортзала-манежа в олимпийском лагере Стайки. В результате объект вступает в зиму без кровли. Молодечненский завод металлоконструкций до сих пор не согласовал сроки изготовления и поставки металлоконструкций осветительных мачт для стадиона «Динамо», отказывается принимать заказы на изготовление других изделий».

К счастью, опасения были напрасны: Олимпиада-80 прошла на фантастическом уровне и с небывалым успехом. За что спасибо не только спортсменам, но и всем, кто приложил руку к этому всепланетному празднику.

1929 г.

Пожалуй, сегодня не каждый молодой человек объяснит, кто такие кулаки и почему с ними так рьяно боролись 90 лет назад. Выражаясь современным языком, кулаки – это богатые крестьяне, которые зачастую использовали наемный труд и удачно занимались коммерцией. По сути, это нынешние фермеры. Но тогда советские марксисты часто называли кулаков сельской буржуазией. И когда началась коллективизация, с несознательными и зажиточными элементами надо было что-то решать. Начали с уговоров поделиться нажитым добром. Получалось не очень… Вот как описывает процесс раскулачивания газета «Рабочий» в материале «Кулацкое нападение»:


«Бобруйск. На сход крестьян хутора Поповщина Мышковского сельсовета, когда обсуждался вопрос о хлебозаготовках, явились кулаки и подкулачники и избили бедняков-крестьян, высказывавшихся за дачу заданий кулакам. В числе избитых – учитель местной школы Кондратюк. В деревне Бараново, Щерапольского сельсовета во время схода бедноты по вопросам хлебозаготовок было подожжено гумно комсомольца-активиста Власовца. В огне погибла часть урожая комсомольца».

Спустя совсем непродолжительное время с кулаками стали бороться уже не уговорами на собраниях, а более серьезными методами. Репрессивная компания против зажиточных крестьян началась 6 февраля 1930 года. И в первый же день были арестованы почти 16 тысяч человек. Можно по-разному относиться к раскулачиванию. Кто-то сегодня называет это оправданной необходимостью, кто-то геноцидом крестьян. Но вот что сказал Сталин Черчиллю во время одной из союзнических конференций, когда тот сунулся к нему с соболезнованиями по поводу огромных людских потерь СССР: "При коллективизации мы потеряли не меньше".


1935 г.

В 1967 году в столичном микрорайоне Чижовка появились улица и проезд Уборевича. Можно поспорить, что немногие знают, что прославленного полководца звали Иероним Петрович и что он в течение семи лет (1931-1937 гг.) был командующим Белорусским военным округом. В общем, личность незаурядная, ведь уже в 22-летнем возрасте он уже командовал армией! «Советская Белоруссия» рассказывает о большевике на третьей полосе в материале «Полководец Уборевич»:


«В 1915 году Иеронима Уборевича, не окончившего реального училища, мобилизуют в царскую армию. В 1916 году он заканчивает ускоренный курс артиллерийского военного училища. С марта 1917-го он – в рядах большевистской партии. В дни октябрьского переворота товарищ Уборевич организует красногвардейские отряды на румынском фронте. Он отстаивал пролетарскую революцию на Севере и на Юге. Западе и Востоке. Когда немцы в начале 1918 года повели наступление на молодую Советскую республику, т. Уборевич со своим красногвардейским отрядом оказывал им отчаянное сопротивление. Осенью 1919 года тов. Уборевич командует 14, 9 и 13 армиями против Деникина и Врангеля. Командарм в 22 года! Польский фронт и Врангель, Дальний Восток и ликвидация антоновщины – все это вошло в послужной список большевика-полководца. /…/ В настоящее время Уборевич командует войсками Белорусского военного округа. За боевые заслуги вознагражден тремя орденами Красного знамени».

Этот же материал был опубликован в газете «Правда». Примечательно, что в статье про Великую Октябрьскую революцию говорится, как о «днях октябрьского переворота». Увы, внушительный послужной список не спас Иеронима Петровича от ареста по обвинению в участии в «антисоветской троцкистской военной организации». Летом 1937 года он был расстрелян, а спустя 20 лет реабилитирован. Уборевича считали своим учителем такие выдающиеся советские генералы и маршалы, как Жуков, Конев, Малиновский, Мерецков и др. Маршал Победы Георгий Жуков так говорил об Уборевиче: «Это был настоящий советский военачальник, в совершенстве освоивший оперативно-тактическое искусство. Он был в полном смысле слова военный человек».

1991 г.


После того как американцы в августе 1945-го сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, каждый уважающий себя японец приобрел индивидуальный дозиметр. В Советском Союзе, по военным соображениям, информация о радиационной обстановке была строго засекречена и об обеспечении гражданского населения дозиметрами речь не шла. Ситуация изменилась после аварии на Чернобыльской АЭС. Была выработана «Концепция о системе радиационного контроля для осуществления населением», в рамках которой рекомендовалось наладить производство бытовых дозиметров-измерителей. Началось активное их производство на территории Советского Союза. Не осталась в стороне и Беларусь. «СБ» на третьей полосе публикует небольшой фотоотчет о деятельности завода «Цветотрон»:

«В нынешнем году брестский завод «Цветотрон» выпустит 25 тысяч бытовых дозиметров «Полесье». Прибор прост в обращении, удобен, за 30 секунд позволяет определить степень загрязненности. Цена дозиметра вполне доступна – немногим более 100 рублей. НА СНИМКЕ: монтажница Елена КАРАЧ с дозиметром «Полесье».

Наверняка у кого-то на антресолях сохранилась эта модель. Ну или такие первопроходцы, как «Белла», «Сосна», «Ратон», «Припять»… Дай нам всем бог, как можно меньше поводов пользоваться этими устройствами.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter