О чем писала «СБ» 2 апреля


1936 г.

Немногие знают, что 1 мая этого года столь любимому минчанами и гостями столицы парку им. Горького исполнится 217 лет! К моменту публикации в нашей газете на четвертой полосе заметки об оборудовании здесь зеленого кинотеатра на 2000 мест он назывался садом «Профинтерн». К слову, это название носил 16 лет. Цитируем, что здесь происходило в апреле 1936 года:


«На склоне горки оборудуется зеленый театр на 2000 мест. Рядом будет работать закрытый театр. Строится клуб настольных игр со специальной комнатой биллиарда. Оборудуется зал танцев. Против ресторана будет построен фонтан, украшенный скульптурой физкультурницы. В аллеях и на площадках сада будет установлено 8 скульптурных фигур и 65 красивых ваз. Для лодочной станции заказано 50 новых шлюпок. Среди новых аттракционов наиболее интересными будут «Колесо смеха», «Летающие люди», «Силометр-молот». Оборудуются два новых фигурных тира. /.../ На строительство и оформление сада «Профинтерн» и парка культуры и отдыха Мингорсовет ассигновал 250 тысяч рублей вместо 35 тысяч рублей в прошлом году. Оборудование сада и парка в основном будет закончено к 1 мая».

1938 г.

На последней странице реклама одеколона, название которого на долгие годы стало нарицательным. Историки парфюма утверждают, что «Тройной одеколон» появился на свет под названием «Кёльнская вода» (по-французски «eau de cologne», отсюда и произошло русское слово «одеколон») в 1694 году! А «тройным одеколоном» он стал называться из-за трех составляющих его ароматических компонентов: лимона, бергамота и нероли. 



1944 г.

До освобождения столицы Белоруссии от фашистов три месяца без одного дня. Ну а пока на третьей полосе рассказывается о зверствах, творимых оккупантами на нашей земле. Цитируем фрагмент материала «Нечуваные здзекi гiтлераўцаў над беларускiм народам»:

«Фашысты ненавiдзяць беларусаў, яны хочуць беларускiя землi зрабiць мёртвымi, без адзiнага чалавека. I таму яны фiзiчна вынiшчаюць вясковых i гарадскiх жыхароў на часова акупiраваных землях Беларусi. Людмiла Пекарская з горада Жлобiна расказвае: «12 сакавiка нас пад вечар усiх, хто застаўся ў жывых, прымусiлi сабрацца i пагналi на станцыю Жлобiн-Паўдневае. Тут немцы адабралi маладых i кудысьцi павялi iх. Я са старымi, жанчынамi и дзецьмi трапiла ў эшалон. Эшалон быў вялiкi. /.../ Загнаўшы нас у цяплушкi, немцы наглуха зачынiлi дзверы. Нам не далi глядзець на белы свет i нават выйсцi па патрэбе...»

1969 г.

На первой полосе материал о слесаре Минского завода специальных инструментов и технологической оснастки Андрее Кузнецове. При всей, казалось бы, обыденности профессии без творчества в ней никуда. Цитируем фрагмент:


«За 18 лет работы на заводе Андрею Филипповичу приходилось изготавливать самый различный мерительный инструмент, приспособления. Но это задание было необычным — нужно сделать аппарат, который смог бы заменить во время операции человеческое сердце. Ничего подобного никогда на заводе не делали. Посоветоваться не с кем. Сам тщательно изучал чертежи, сам ломал голову над подгонкой каждого узла, каждой детали. Особенно трудным оказалось согнуть из органического стекла. Попробовал сначала в кипятке — не получилось. Стал менять химический состав жидкости — тот же результат. Долго искал решение, но своего добился — помог расплавленный парафин. /.../ С отчетливой ясностью Андрей Филиппович понял: его сердце будет громко стучать до тех пор, пока сердце человека, который сейчас лежит за этой белой дверью на операционном столе, не забьется в неутихающем жизненном ритме. Он достал платок, вытер лицо. Закурить бы. Нельзя — больница. Несколько часов показались сутками. Наконец белая дверь открылась. Вышел профессор. Он улыбался, протягивая руку Кузнецову:

— Волновались? Не говорите «нет!». Все вижу. Большое вам спасибо от меня лично, от моих коллег, от больного. 

Профессор ушел, а он еще долго сидел на стуле. Отдыхал. Второй раз в жизни так ослабел Кузнецов».

* * *

На четвертой полосе этого же номера в рубрике «Афиша» минчанам и гостям столицы предлагается посмотреть художественный фильм, ставший на долгие последующие годы народным шлягером, — «Новые приключения неуловимых». Когда эту картину демонстрировали, в кинотеатрах зрители аплодировали наиболее эффектным сценам. После ошеломляющего успеха первых «неуловимых» (1966 г.) фильм по многочисленным просьбам зрительской аудитории снял режиссер Эдмонд Кеосаян. 

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter