О чем говорил Президент в интервью радиостанции «Эхо Москвы»

Во вторник Президент дал большое интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову. Два часа Александр Лукашенко отвечал на самые острые и прямые вопросы российского журналиста. За минувшие дни информагентства уже разобрали это интервью на цитаты. Поэтому мы остановимся на самом важном. И прежде всего это касается белорусско-российской интеграции.

фото белта.

Главное — экономика

Александр Лукашенко еще раз четко расставил акценты. Минск только за равноправную интеграцию, которая нисколько не умаляет суверенитет ни России, ни Беларуси, заявил Президент:

— Противоречия никакого нет. Мы два суверенных независимых государства — Беларусь и Россия. У нас есть границы, в России есть границы, власть осуществляется в этих границах. И мы никаким суверенитетом не делимся. Ни Россия, ни Беларусь.

Что касается дорожных карт по углублению интеграции, то они касаются в основном экономики. И нечего политизировать эту тему, заниматься провокационными вбросами в СМИ. Так, по словам Александра Лукашенко, считают оба Президента:

— 31-я карта — это план строительства наднациональных органов. Мы (с Владимиром Путиным. — Прим. ред.) вообще исключили разговор на эту тему еще в Сочи. Но кому-то хочется. И все подсовывают, особенно через Правительство (недавно прочитал — Дмитрий Анатольевич об этом снова высказался). Он не был в Питере на переговорах, поэтому не знает даже слов, которые сказал ваш Президент. Дословно — в Питере, когда мы остались: слушайте, что мы снова с этой 31-й картой? Мы же с Президентом Беларуси договорились — вообще не трогаем этих вопросов. Зачем вы лезете снова и связываете эти вопросы с вопросами налоговой системы, экономики и так далее?

Выгода должна быть обоюдной

Глава государства настаивает на том, чтобы любые интеграционные процессы шли на равноправной основе. За каждым шагом должна быть конкретная экономическая выгода. Ведь для этого союз и создавался. А что на деле? Президент обратил внимание, что отрицательное сальдо в торговле с Россией для Беларуси составляет девять миллиардов долларов. А суммарный дефицит торговли с 2000 по 2019 год превысил 120 миллиардов долларов, привел красноречивую статистику Президент:

— Никто же этой цифры у вас не слышит! Если в 2000 году мы занимали 11 процентов в российском импорте, то в 2019-м доля упала наполовину — до 5,5 процента. Так что же это за союз, когда у нас становится по всем позициям хуже и хуже?

В сторону не отойдем

При этом все упреки и обвинения в некоем нахлебничестве со стороны Беларуси абсолютно несостоятельны. На белорусские предприятия завязаны десятки миллионов рабочих мест в России. А безопасный транзит и граница? А две военные базы в Беларуси, за которые Россия не платит ни копейки. Наша страна была и остается единственным форпостом России на западном направлении, подчеркнул Глава государства:

— Если вдруг кто-то захочет повоевать с Россией, мы в сторону не отойдем.

Понятно, что в ответ на такой подход Беларусь вправе рассчитывать на взаимопонимание в создании равных условий для предприятий. Александр Лукашенко конкретизировал:

— Просим только одно от вас: коль вы нас позвали в союз, не ухудшайте каждый год наше положение. Зачем вы блокируете нашу отборную, хорошую продукцию, которую мы поставляем на ваш рынок? Нам же надо с вами рассчитаться, чтобы понизить дефицит торгового баланса и заработать деньги, чтобы вам заплатить за нефть и газ. Зачем вы торпедируете наши отношения, когда надо их выравнивать?

konon@sb.by

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:

Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО:

— Лукашенко сформулировал хорошо известный историкам принцип: с наступлением индустриальной эпохи суверенитет повсеместно обеспечивается взаимозависимостью. Это наличие тех проектов, где получить выгоду возможно только исключительно совместно. Тогда каждая из стран превращается в полноценного акционера со своим уникальным «комплектом ключей». Такие проекты между Беларусью и Россией есть, но большей частью они являются сохраненными советским наследием. Такой проект есть между Беларусью, Россией и Китаем — новый Шелковый путь. Но потенциал развития, а значит, и укрепления суверенитета, далеко не исчерпан. К примеру, Беларусь могла бы инициировать в рамках СГ проект цифровизации промышленности, когда бы новое и советское, ПВТ и белорусская индустрия объединили мощности и, возможно, породили тот самый экономический рывок, который всем нам нужен.

Валентин Стариченок, аналитик БИСИ:

— Бушующие в регионе конфликты, противоречия пытаются проползти на территорию нашей страны. Это прекрасно видно в медийном пространстве, когда схлестнувшиеся между собой силы проталкивают нужную им повестку в виртуальном мире. Сверхзадача Минска — найти баланс между интересами разных игроков и стать территорией примирения. Нельзя искусственно противопоставлять интеграцию и суверенитет. Но прежде чем создавать наднациональные органы, надо урегулировать все споры и разногласия в экономике.

Александр Шпаковский, политический аналитик:

— Вообще, нужно уходить от восприятия того, что интеграция — это угроза. Почему евроинтеграция — это хорошо и прогрессивно, а белорусско-российская интеграция — это «аншлюс», «поглощение» и прочее? Во многом это происходит потому, что информационную повестку пытаются задать круги, прямо подчиненные оппонентам нашей интеграции. Входя в пятерку главных торговых партнеров России, Беларусь представляет собой значимого игрока на российском внутреннем рынке. Это вызывает недовольство определенных деловых кругов. Кроме того, эти вбросы — один из инструментов информационного давления со стороны определенных сил в РФ, чтобы усилить собственную переговорную позицию. Сближаются совершенно разные по своему политическому, экономическому и военному потенциалу государства. И, конечно, Беларусь в этом союзе должна максимально отстаивать свои интересы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter