В здании НЦСИ по проспекту Независимости открылась выставка под красноречивым названием

О чем думают женщины

В залах Национального центра современных искусств по проспекту Независимости открылась выставка под красноречивым названием «О чем думают женщины». Впервые в общем пространстве сошлось так много женских имен, причастных к созданию национального искусства. Как обещает новый директор НЦСИ Сергей Криштапович, это будет ежегодный проект. Пока здесь вывесили работы из музейной коллекции, но в дальнейшем такие выставки станут планомерно демонстрировать, что происходит в мастерских белорусских женщин–художников.

Скульптура Галины Горовой — всегда очень личный диалог со зрителем
ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО

До не такого уж давнего времени женщины в искусстве широко присутствовали разве что в качестве муз или натурщиц. Создание шедевров по умолчанию считалось мужским делом. Все знают Марка Шагала с Казимиром Малевичем, и почти никто не вспомнит расстрелянную в 1937–м Веру Ермолаеву, погибшую в блокадном Ленинграде Нину Коган или исключенную из Союза художников за формализм Евгению Магарил — а ведь и они сыграли свою роль в том, что за Витебском закрепилась репутация колыбели современного изобразительного искусства. Впрочем, историю ИЗО уже дополняют этими забытыми именами, и теперь далеко не всякая женщина–творец станет возражать, если ее назовут не художником, а художницей. И сегодняшняя выставка в НЦСИ — отнюдь не попытка затеять разговор о гендерных аспектах в искусстве, а продолжение естественного развития событий.

— Тенденция очевидна, — констатирует председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница. — Навестите хоть академию искусств или любое из художественных училищ: 90 процентов нынешних студентов — студентки. В годы моей учебы все было в точности до наоборот. В моей группе (я учился на графике) — 9 парней и одна девушка, среди скульпторов девчонки попадались еще реже, на отделении монументального искусства — тем более. Даже если кто–то не состоится в творчестве, принципиально уже ничего не изменится. Среди молодежи, вступающей в союз художников, девушек теперь абсолютное большинство, процентов 70. Пока сложно сказать, как это повлияет на искусство в целом, преобладание женщин в нашей профессии стало таким очевидным лишь в последние годы. Исчезли госзаказ, государственное финансирование — и мужчины дружно устремились не к мольберту, а вставлять окна или ремонтировать машины. А женщины продолжают заниматься тем же, чем всегда — создают красоту. Конечно, искусство стало камерным. Но это вообще признак времени, камерность сегодня свойственна не только произведениям женщин–авторов.

Женщины продолжают заниматься тем же, чем всегда, — создают красоту

Разговоров о мужском и женском искусстве сами художники привычно избегают. Мол, есть лишь одно искусство, и точка. Тем не менее разница существует.

Произведения авторов–мужчин на аукционах ценятся по–прежнему дороже, причем в разы. Стереотипы пока сильны. Одними тестами–игрушками из интернета, пытающимися доказать, что и в далеком прошлом женские творения ни в чем не уступали мужским, ситуацию не переломить. К слову, как раз в таких тестах, предлагающих определить «гендерную принадлежность» картин со схожим сюжетом и равных по мастерству, разница особенно очевидна. Женщины видят иначе. Красочнее, подробнее, изобильнее. Факт вообще–то давно известный, но не особенно заметный на исторически сложившемся фоне.

На новой выставке в НЦСИ именно это видно в первую очередь. Цвет хочется буквально есть глазами — так много его здесь, эмоционального, щедрого, сложного. Желание смотреть (и смотреть долго) пересиливает намерение что–либо сравнивать. Хотя историю белорусского искусства тут можно проследить чуть ли не за 100 лет — от поколения Раисы Кудревич, Александры Последович и Валерианы Жолток до стипендиатов специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Выставлено все и сразу — работы известных далеко за пределами Беларуси Зои Литвиновой, Натальи Залозной, Зои Луцевич, знаменитые гобелены Валентины Бартловой, Людмилы Путейко, Ларисы Густовой, наша уникальная керамика и стекло. Десятки имен. Реализм, авангард. Холсты, офорты...

— Супервыставка! — не скрывает эмоций Рыгор Ситница. — Тот случай, когда я могу пожалеть, что не родился женщиной и не участвую в таком красивом проекте. И здесь ведь представлены далеко не все — могу назвать еще не меньше тридцати имен тех, чье творчество не присутствует в этих залах, но целиком соответствует уровню подобной экспозиции. Представляете, какой у нас потенциал?

— Я рад, что моя биография как директора НЦСИ начинается с такой выставки, — добавляет Сергей Криштапович. — У нас немало известных женщин–художников, будет еще больше. Их искусство достойно того, чтобы показывать его чаще.

Что ж, ловим на слове, Сергей Евгеньевич.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter