Нюансы трудового кодекса

Как правильно внести изменения в трудовую книжку работника?

На вопросы отвечает Татьяна РАХУБО, консультант отдела трудового законодательства Министерства труда и соцзащиты

---------------------------------------

Внесение изменений в трудовую книжку

При увольнении работника было обнаружено, что дата рождения в трудовой книжке указана неверно.

Как правильно внести изменения в трудовую книжку работника?

ОТВЕТ. Порядок ведения трудовых книжек работников определен Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда от 09.03.1998 г. № 30 (далее — Инструкция).

Пунктом 38 Инструкции установлено, что изменения записей в трудовой книжке о фамилии, собственном имени, отчестве, дате рождения, об образовании, профессии, квалификации производятся нанимателем по последнему месту работы на основании документов, подтверждающих соответствующие сведения, со ссылкой на их номер и дату.

Как следует из приведенной нормы, речь идет об изменении записей, содержащихся на титульном листе трудовой книжки. Если сведения о фамилии, собственном имени, отчестве, дате рождения, об образовании, профессии, квалификации изменяются в период трудовой деятельности, то наниматель по последнему месту работы вносит изменения перечисленных записей на основании документов, которые эти сведения подтверждают, например, свидетельства о заключении (расторжении) брака, паспорта гражданина Республики Беларусь, диплома о среднем специальном либо высшем образовании и др.

Порядок изменения этих записей следующий. Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается, например, прежняя фамилия и над ней записывается новая, измененная. Ссылка на соответствующий документ записывается на внутренней стороне обложки, заверяется подписью нанимателя или уполномоченного должностного лица и печатью нанимателя, а в случае ее отсутствия у индивидуального предпринимателя — печатью местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию предпринимателя.

Изменение записей о профессии, квалификации на первой странице (титульном листе) трудовой книжки в случае получения работником новой профессии, квалификации производится путем дополнения имеющихся записей без зачеркивания ранее внесенных записей.

Следует обратить внимание на то, что при заполнении бланка трудовой книжки нанимателем (уполномоченным на заполнение трудовых книжек должностным лицом нанимателя) могут быть внесены неверные записи о фамилии, собственном имени, отчестве, дате рождения, об образовании, профессии, квалификации. В этом случае бланк трудовой книжки следует признать испорченным в соответствии с п. 59 Инструкции, а работнику — завести трудовую книжку с точными сведениями о фамилии, собственном имени, отчестве, дате рождения, об образовании, профессии, квалификации.

С учетом изложенного в период трудовой деятельности работника исправление неточной даты его рождения на титульном листе производит наниматель по последнему месту работы на основании паспорта гражданина Республики Беларусь. Одной чертой зачеркивается прежняя дата рождения и записывается дата, соответствующая дате рождения, указанной в паспорте гражданина Республики Беларусь. Ссылка на паспорт гражданина Республики Беларусь с указанием его серии, номера и даты должна быть внесена на внутреннюю сторону обложки трудовой книжки и заверена подписью нанимателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печатью. Следует обратить внимание, что при внесении исправлений в трудовую книжку недопустимо зачеркивание (исправление) отдельных букв или цифр, сопровождение этого действия пометкой «Исправленному верить», а также замазывание записей корректирующими жидкостями.

-----------------------------------------

Декретный отпуск и увольнение

В организацию согласно распределению из учреждения образования на место сотрудницы, находящейся в декретном отпуске, был принят молодой специалист. С ним был заключен трудовой договор на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, где содержится обязанность отработать не менее 2 лет. По истечении двух лет специалист хочет уволиться (по собственному желанию).

Можно ли расторгнуть с ним трудовые отношения, если срок декретного отпуска не окончился, и при каких условиях?

ОТВЕТ. Увольнение молодого специалиста в изложенной ситуации следует рассматривать в рамках законодательства о труде без учета особенностей, предусмотренных законодательством о молодых специалистах — Кодексом об образовании Республики Беларусь и Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совмина от 22.06.2011 г. № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих». Это обусловлено тем, что срок отработки молодым специалистом окончился.

Таким образом, увольнение работника, с которым заключен срочный трудовой договор, возможно по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом (далее — ТК).

Так, срочный трудовой договор может быть прекращен по следующим основаниям:

— по соглашению сторон (п. 1 ст. 35 ТК);

— по истечении срока действия трудового договора (п. 2 ст. 35 ТК);

— по требованию работника (ст. 41 ТК);

— по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК), а также по иным основаниям, определенным ТК.

С учетом изложенного решение об увольнении работника наниматель может принять в рамках правового поля, определенного нормами ТК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter