Нужны ли нам экспаты? Руководство российского стратегического холдинга возглавили иностранцы.

В Комитет по транспорту и Комитет по безопасности Госдумы РФ поступило протокольное поручение, подготовленное рядом депутатов Госдумы, c просьбой направить запрос в Правительство и ФСБ с тем, чтобы проверить положение, сложившееся в ЗАО «Трансмашхолдинг».

В Комитет по транспорту и Комитет по безопасности Госдумы РФ поступило протокольное поручение, подготовленное рядом депутатов Госдумы, c просьбой направить запрос в Правительство и ФСБ с тем, чтобы проверить положение, сложившееся в ЗАО «Трансмашхолдинг».

Депутаты обеспокоены тем, что в «Трансмашхолдинге» был издан приказ № 29 от 05.04.2010 года, согласно которому на все ключевые должности в его организационной структуре назначены граждане Франции – представители компании «Альстом». Так, первым заместителем генерального директора  по операционной деятельности и инвестициям назначен Франц Левок. Директором  департамента по качеству, директором дирекции по производству и промышленной стратегии стал Филипп Дюме, директором дирекции по производственным системам – Гаэль Дюметье, директором дирекции по управлению персоналом – Седрик Брошар, а директором по разработки новых продуктов – Марк Ван Дамм.
Такие изменения стали возможны после того, как блокирующий пакет акций компании ЗАО «Трансмашхолдинг» был продан французской компании «Альстом». Щепетильность ситуации состоит в том, что «Трансмашхолдинг» входит в список стратегических предприятий. Ведь  «Трансмашхолдинг» объединяет 13 крупнейших машиностроительных пред-
приятий и институтов, в числе которых такие известные, как Новочеркасский электровозостроительный завод, Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ). В «Трансмашхолдинге» выпускают 98 процентов российских электровозов, 77 процентов тепловозов, 92 процента пассажирских вагонов, 85 процентов  электропоездов. Кроме того, холдинг изготавливает дизель-поезда, вагоны метро, грузовые вагоны, промышленные тяговые агрегаты, тепловозные и судовые дизельные двигатели. Общая численность персонала компании – около 50 тысяч человек. Ключевой потребитель продукции – ОАО «РЖД». Подвижной состав холдинга поставляется  на другие железные дороги  бывшего СССР, а также в Чехию, Венгрию. Единственный номинальный владелец акций холдинга – нидерландская компания The Breakers Investments B. V. По сообщениям СМИ, она контролируется структурами совладельцев «Кузбассразрезугля» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева и владельцами компании «ТрансГрупп».
Реорганизация уже привела к тому, что ОАО «ВЭлНИИ» остановило работы по созданию нового электровоза с перспективным российским асинхронным электроприводом. Под угрозой будущее градообразующих предприятий ВЭлНИИ и Новочеркасского электровозостроительного  завода.
Комментируя ситуацию, сложившуюся в «Трансмашхолдинге», заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы Вячеслав Дубровин заявил, что шаги, которые предприняло руководство компании, противоречат «Стратегии развития транспортного машиностроения в 2007–2010 годах и на период до 2015 года». «Если бы французы построили в России свое предприятие, то это нужно было бы всячески приветствовать. Опыт показывает, что когда представители зарубежных фирм приходят в руководство российских предприятий, то оно начинают оттеснять российских производителей», – сказал Вячеслав Дубровин. По его словам, у «Трансмашхолдинга» действительно есть проблемы, связанные с системными проблемами всей страны. Они вызваны тем, что долгое время не вкладывались средства в техническое перевооружение и в разработку новых видов продукции. Но потенциал остался, и многие предприятия холдинга разработали современные передовые технологии для производства своего подвижного состава. «Можно только приветствовать создание совместного производства по дизелестроению или силовой электронике, необходимого для строительства электровозов и тепловозов. В этом секторе машиностроения мы действительно отстали. Нужно привлекать иностранные фирмы в эти сегменты рынка, но зачем же губить предприятия, которые вошли в «Трансмашхолдинг» со своими квалифицированными трудовыми коллективами и со своей конструкторской исследовательской базой?» – недоумевает заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы.
Практика показывает, что защитить интересы отечественных товаропроизводителей будет непросто. Решение о запросе в Правительство и ФСБ будет приниматься вначале на совместном заседании двух комитетов Госдумы, а потом выносится на пленарное заседание парламента. За это время ситуация в «Трансмашхолдинге» может приобрести необратимый характер. Других лигитимных возможностей проверить законность продажи блокирующего пакета акций предприятия, входящего в список стратегических, нет.  Ведь государство не имеет контрольного пакета акций в «Трансмашхолдинге». Аудиторы Счетной палаты предлагают принять закон, согласно которому государство в случае угрозы предприятию, входящему в список стратегических, имеет право на дополнительную эмиссию акций, которые остаются в собственности государства. Но, видимо, для принятия этого закона в России не хватает политической воли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter