Нужна Союзная Конституция

Степан ШОРШОРОВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей: – Без Конституционного акта сегодня и Союзной Конституции завтра невозможно построить полностью дееспособное единое финансово-экономическое пространство.

Степан ШОРШОРОВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей:

– Без Конституционного акта сегодня и Союзной Конституции завтра невозможно построить полностью дееспособное единое финансово-экономическое пространство.

И наши хозяйственники, бизнесмены, юристы, ученые уже поняли, что в большей степени именно несогласованность нормативно-правовой базы тормозит дальнейшее развитие экономики. Национальные законодательства, какими бы близкими ни были отношения и устремления стран-участниц, нельзя привести к единому знаменателю.
Конституционный акт должен закрепить основные права граждан Союзного государства, определить государственное устройство, регламентировать его наднациональные полномочия. С появлением легитимных  союзных законов в Союзное государство пойдут инвестиции, расширится наше торгово-экономическое сотрудничество, появится возможность финансировать из союзного бюджета новые инновационные проекты и создавать новые рабочие места. В условиях мирового финансово-экономического кризиса это очень важно. Принятие проекта Конституционного акта, который практически готов, можно считать антикризисной мерой и нашим вкладом в повышение уровня жизни россиян и белорусов.
Один из главных вопросов – определение предметов исключительного ведения Союзного государства и совместного ведения Союзного государства и его субъектов. Решение этого вопроса позволит нам создать эффективную и дееспособную наднациональную государственную власть, придаст мощный импульс союзному строительству, регламентирует правовое поле для ведения бизнеса. Повысится эффективность всех союзных программ. Пока же от сессии к сессии парламентарии с сожалением перечисляют проблемы, затрудняющие ускорение интеграционных процессов: длительная процедура согласования материалов в министерствах и ведомствах, слабая согласованность между ними. Это ведет к тому, что фактические сроки реализации программ отодвигаются на месяцы, а то и годы, а выделенные бюджетные средства осваиваются не в полном объеме.
Что, на мой взгляд, можно делегировать на наднациональный уровень? Во-первых, сферу сотрудничества силовых ведомств – это оборона, безопасность, пограничное сотрудничество, борьба с транснациональным терроризмом и так далее. Во-вторых, торговую и таможенно-тарифную политику. Тем более что с 1 января 2010 года заработает Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.  Денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика тоже может быть передана в компетенцию Союзного государства.  Объединенные транспортная, топливно-энергетическая системы и система связи. Международная деятельность, бюджет,  управление собственностью Союзного государства. Регламентация системы органов Союзного государства, порядок их деятельности и формирования. Принятие в состав Союзного государства других государств.
Легитимно ли Парламентское Собрание Союза Беларуси и России сегодня принимать необходимые нашим хозяйственникам законы? Да, если толковать Договор буквально, полномочия парламента, включая принятие законов в рамках исключительного ведения Союзного государства, у Парламентского Собрания уже есть. Необходимо эту идею озвучить и реализовывать. Первым мог бы стать закон о бюджете Союзного государства, поскольку бюджетно-финансовая сфера – одно из основных полномочий парламента. Пока же, вопреки логике, Парламентское Собрание бюджет только принимает, утверждается он Декретом Высшего Государственного Совета. Хотя статус закона выше статуса декрета. И уровень ответственности разный: за законом, принимаемым парламентариями, стоят их избиратели во всей полноте мнений и стремлений. За декретом – лишь власть.
Чтобы оптимизировать работу парламентариев исходя из реалий нынешнего дня,  в первую очередь, на мой взгляд, необходимо провести мониторинг союзного законодательства, включая комплекс двусторонних договоров и соглашений России и Беларуси. Это поможет нам разобраться, в каком состоянии находится правовая система Союзного государства, какие пробелы наднационального и национального законодательства тормозят союзное строительство, каких именно соглашений нам не хватает для эффективного союзного строительства. Исходя из выводов специалистов, мы и будем строить свою дальнейшую работу. Экспертиза нормативно-правовой базы Беларуси и России поможет нашей экономике, подкрепленной выверенной законодательной базой, сделать мощный рывок вперед.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter