Нужен ли ЖЭСу ребрендинг?

Скажут: только этого коммунальщикам и не хватало
Скажут: только этого коммунальщикам и не хватало. При их–то проблемах! Проблемы перезрели еще с тех пор, когда за порядок отвечали управдомы. ЖЭСы, ЖЭУ, ЖРЭО тоже отвечают плохо. Статьи на коммунальные темы порождают всплески активности на форумах «СБ». Проблемы ЖКХ чаще других поднимают граждане на личных приемах у начальников.

Решение проблем намечено. Это итог работы специальной группы, созданной на высшем государственном уровне. В двух районах Минска начинается эксперимент. Он позволит выстроить управление коммунальными службами, их функции, финансовые потоки, взаимодействие с населением.

Есть идеология и концепция реформы. Не видно... ребрендинга. Речь не только о смене вывески. Хотя, по моему разумению, аббревиатуры ЖЭС, ЖЭУ, ЖРЭО, ЖКУ вызывают некоторую аллергию и... неудачны. Они дезориентируют. ЖЭС — это, простите, он или она? Она, поскольку — служба. ЖЭУ — оно, управление. Или он, участок?.. Попробуй догадайся.

Наименования менялись на наших глазах, ничего не улучшая по сути. Сама эта чехарда доказывала неорганизованность структуры и бессистемный подход к новациям. Но если уж система выработана, то логично дать ей название, соответствующее новому качеству, лаконичное и выразительное. Мы ведь хотим и работу ЖКХ улучшить, и его имидж в восприятии граждан.

Ведь как сейчас именуются предприятия, которые прежде назывались гормолзаводами. Куда девался «Минсктекстильшвейобувьторг»? Это не бренд! «Милавица», «Элема» — вот бренды. ЖЭС, увы, тоже не бренд. Ребрендинг — это финал, венец. Вишенка на торте.

Эти соображения, возможно, спорные, приходили на ум, когда я ходил по этажам и квартирам 16–этажного дома № 100 по минской улице Рафиева. Ему 25 лет: идеальный возраст. Всякий дом переживает два критических периода. После постройки, когда всплывают строительные недоделки, и через много лет, когда окончательно ветшает. Между ними — счастливая жизнь здания и его обитателей. Строительные болячки излечены, дом обжит и уютен. Люди радуются, проблем не знают. За исключением мелочей: сантехника, обои... Никаких тебе протеканий и промерзаний. Так?

В доме № 100 не так. Ему не повезло сразу. Строился во времена дефицита, когда гвоздя было не купить. Когда жильцы разбирали протекавшие стыки, находили в них тряпье. Высокий дом обдувало и заливало, стены промерзали: в квартирах было сыро и холодно. Надо было утепляться и менять маломощные «конвекторы». Это советовали сами работники ЖЭСа. Сами же привозили чугунные радиаторы и трубы, сами переваривали. Где жильцы взяли бы все это...

В редакцию пришло письмо с описанием многолетних стараний жильцов, исполненное любовью к дому и... болью за нынешнее его состояние. В жалобе, которую обитатели направили в Мингорисполком, перечислены вот какие недостатки: промерзание стен, высокая влажность в квартирах, плохие отопление и канализация, не работают вентиляция и противодымовая система, нет освещения на площадках... Как будто дом с браком сдан не 25 лет назад, а только что!

Свидетельствую. Дом пронизывает неприятный запах из мусоропровода; несколько жильцов заверили, что на верхнем этаже видели крыс, лифтовые площадки мрачны. В квартирах я видел сырые стены с плесенью. Молодая пара, заселившаяся полтора года назад на верхний этаж, обнаружила на стене изморозь, а сейчас вынуждена в третий раз переклеивать обои на потолке. После ливня с него стекло 5 ведер воды... Молодые люди, между прочим, не только требуют. Сами, на свои деньги обновили и раскрасили лифтовую площадку. Любят свой дом!

А что ЖЭС? Похоже, обиделся: ах, вы в горисполком жаловаться! По квартирам пошли комиссии. Влажность, говорите? А у вас пол неправильный, батареи проекту не соответствуют. Восстановить в прежнем виде! Не хотите — заставим через суд. Но как же так, недоумевают жильцы, вы же сами советовали... Обида и ожесточение обоюдны.

Директор ГП «ЖЭУ № 2 ЖРЭО Московского района г. Минска» Михаил Дащинский уверяет, что жалобы несправедливы, что предприятие очень много сделало для жильцов. Последние же коммунальщиков уже не впускают в свои квартиры — чтобы и там не обнаружились нарушения, за которые придется отвечать перед судом. Теперь ЖЭС требует принудительного доступа. Жильцы и коммунальщики — едва ли не враги. Хотя, по логике, союзники.

Но при чем тут ребрендинг? Да при том, что понятие бренд ко многому обязывает. Он предполагает не только новую вывеску, но и стиль отношений. Исключает вражду и обязывает к уважительному, предупредительному партнерству. Чего изволите? Будьте любезны! Премного благодарны! Как–то так.

Возможно, мы и доживем до подобных отношений в жилищно–коммунальном хозяйстве.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 76 (24706). Четверг, 23 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter