«Ну что, побатлеем?»

В Минске прошел Республиканский православный фестиваль батлеек и кукольных театров «Нябёсы»
Четыре январских дня в Минском Свято-Елисаветинском монастыре проходил фестиваль традиционного белорусского батлеечного театрального искусства, в котором участвовали 19 коллективов из Беларуси, России, Украины.

Когда один из взрослых участников обратился к зрителям, где детей было больше, чем взрослых: «Побатлеем?!», зал откликнулся полным пониманием призыва. Дети воскресной школы при монастыре хорошо знают, что такое батлейка. Не уверена, что всем известен этот удивительный вид искусства.

sv12-kukly2-2101-120 (Копировать).jpg

Откуда взялись вертепы

Прототипы вертепов, шопок, батлеек, жлобов, яселок существовали еще в античной Греции. Вертепы упоминаются в церковных службах средневековой Европы. Через Польшу они явились в Беларусь. В те времена, рассуждая об устройстве мира, о небе и земле, пространстве и времени, отчаянно споря, ошибаясь, неожиданно определили три уровня существования человечества. Наверху – райское блаженство. Внизу – ад. Посредине – земля. Так умельцы соорудили домик-ящик с тремя ярусами и простенькими куклами. Его можно было взвалить на плечи и переходить из местечек в деревни и корчмы, показывая представления про Бога, Сатану, грозного царя Ирода, ангелов, чертей и простых крестьян.

Наивные куклы

Беларусь была признанной частицей европейской культуры и не отставала от Германии, Польши, России, Украины. Так было до начала ХХ века. Сведений о белорусской батлейке сохранилось очень мало. Батлеечные следы зафиксировали на Витебщине, в Мире, Сморгони, Докшицах. Эти старейшие коллективы существуют и сегодня. Сначала с батлейкой работали священно-служители, потом мещане и крестьяне. Сейчас – школьники, студенты и профессиональные актеры.

В наше время у батлейки появились серьезные исследователи. Среди них замечательный ученый Гурий Барышев, который доказал, что белорусская батлейка не просто один из доступных видов народного театра, а целое явление культуры, тесно связанное юго-восточными славянскими корнями. Вот почему с тех пор все батлеечные фестивали бывают представлены троицей – Россия, Беларусь, Украина. Это не только кукольный спектакль в ящике, а вид карнавальной культуры в новогодние праздники, когда появляются клоуны, все поют песни и водят хороводы. Наив-ная кукольная драматургия замешана как на религии, так и на национальном менталитете. В Беларуси трехъярусный домик стал двухъярусным. Не хотелось отдавать много внимания чертовщине из нижнего яруса.

Церковь стала преследовать батлейку за искажение Евангелия, а советская власть – за слишком смелые тексты о жизни народа, иногда за непристойные сюжеты. Казалось, судьба ее обречена – быть в наше время батлейке музейным экспонатом. Однако это простенькое наивное искусство продолжает жить и развиваться, потому что несет в себе духовное начало, доступным языком учит добру, отзывчивости, милосердию. Учит прежде всего детей, которым куклы понятны с рождения до юношеского возраста. Об этом шла дискуссия на конференции «Батлейка в пространстве культуры ХХІ века».

«Душегреи» и «Три Лика»

Второй фестиваль батлеек «Нябёсы», как всегда, приурочен к рождественским праздникам. Это значит, что еще не выброшены елки, сверкают разноцветные лампочки, много подарков, сладостей, веселья и музыки. Для детей – праздник. Для взрослых – профессио-нальное общение, обмен опытом, развитие международных связей, ук-репление христианских традиций.

В фестивальные дни проходит благотворительная акция. Батлеечники выезжают в детские дома, в интернаты к пенсионерам, к детям-инвалидам. Артисты и публика общаются на языке искусства и дарят друг другу радость. Между спектаклями проходят концертно-игровые программы для зрителей, викторины, выступления детей из школ с театральным уклоном.

Есть у фестиваля солидное жюри из дипломированных специалистов и команда волонтеров, ежедневно проходят мастер-классы по соломоплетению, рукоделию, мультипликации, викторины и шоу-программы клоуна Пуговицы. Актер Андрей Трезубов не столько клоун, сколько игровых дел мастер. Дети к нему так и липнут, потому что умеет разговаривать на их языке.

К сожалению, из-за финансовых проблем не смогли приехать коллективы из Украины, но зато прислали интересный видеоматериал и даже доклад. Россию представляли коллективы из Москвы и города Пущино. «Душегреи» Светланы Рупенковой, «Бродячий вертеп» Александра Грефа, «Три Лика» Виктора Драгуна продемонстрировали высокий профессиональный уровень и были признаны лучшими. Завоевавший Гран-при театр А. Грефа существует уже 25 лет и имеет свой батлеечный фестиваль «Старый Новый год».

Председатель фестиваля «Нябёсы» и его «заводной моторчик» – актер русского театра имени М. Горького Александр Жданович. Он хорошо узнаваем белорусской детворой как многолетний (почти 20 лет) ведущий телепрограммы «Калыханка» («Колыбельная»). 

У него и в родном театре хватает работы, но Саша посвятил себя возрождению незаслуженно забытого батлеечного движения. На фестивале он и ведущий, и рабочий сцены, и утешитель заплакавших малышей, и заводила хороводов.

«Нябёсныя» мечты

Из бесед с участниками стало ясно, что батлеечная культура прокладывает новые тропинки созданием коллективов в школах и училищах. Она активно вписывается в профессиональный театр, не только кукольный, но и драматический. Национальный театр имени Янки Купалы, театр юного зрителя, театр-студия киноактера уже создавали батлеечные спектакли, и неплохо бы к ним вернуться.

Примером пропаганды батлеечного искусства служит председатель жюри, протоиерей монастыря отец Сергий (Храпицкий), отец девятерых детей, четверо из которых участвовали в фестивале.

Организаторы «Нябёс» мечтают о расширении конкурсной программы за счет приглашения коллективов из Польши, Литвы, Германии и других стран. Мечтают о профессиональном наставничестве, так как сегодня белорусские батлейки редко поднимаются выше самодеятельности, о финансовой помощи со стороны городских организаций. Пока все делается на энтузиазме организаторов и небольшой материальной поддержке Свято-Елисаветинского монастыря. Это мечты, а на деле такой фестиваль может стать одной из крупнейших духовно-просветительских акций для подрастающего поколения.

Татьяна ОРЛОВА

Победители

Бродячее волшебство 

Гран-при получили россияне за спектакль «Рождественский вертеп».

Маленький двухэтажный домик. Мы видим, как на нижнем этаже грозный Ирод повелевает убить дитя. На верхнем этаже – пещерка, в ее глубине стоят ясли с младенцем, над которым склонились Богоматерь и святой Иосиф. Огонек свечи колеблется от дыхания зрителей...

Руководитель кукольного театра «Бродячий вертеп» Александр Греф:

– Небольшой кукольный театрик с изображением пещеры, в которой родился Спаситель, обладает магической притягательностью. Он не знакомит с новыми героями, а повествует трогательную историю, известную каждому с младенчества.

В России сейчас несколько сотен вертепных театров. А когда мы начинали четверть века назад, их было лишь несколько. Возрождаются вертепы в России, Украине, Беларуси и Польше – это славянская традиция. Белорусские батлейки представляют собой настоящий народный театр, они разных видов, их активно сейчас реконструируют.

Нина КАТАЕВА

n.kataeva@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter