Нравственные ориентиры

Январь наполнен поводами для размышлений о высоком... Мнения: оглядываясь на январь

Январь наполнен поводами для размышлений о высоком. Рождественские праздники. Светское чествование людей, внесших значительный вклад в благородное дело нравственного развития нации. Обратил внимание на состав лауреатов премии «За духовное возрождение». Среди них люди, посвятившие себя многотрудной миссии ухода за тяжелобольными, — сотрудники больницы паллиативной медицины «Хоспис». Специалисты детско–юношеской спортивной школы «Лидер», занятые социальной реабилитацией инвалидов. Особенно отрадно это не только потому, что государство и общество по достоинству оценивает их благородное служение. Очень важным и своевременным такое признание видится и по причинам куда более общего порядка. На фоне целого ряда негативных черт и особенностей, приобретаемых общественным сознанием в новых независимых государствах.


К ним страны шли не один год. И даже не один десяток лет. Заглянем в былое. Для начала в послесталинский период. Во время внутрисистемной «демократизации» и либерализации духовной жизни в СССР 1950 — 1960–х гг. обнаружилось противоречие между общинно–патерналистскими (основанными на вере в «отца родного») социальными институтами и появившимся в результате модернизации грамотным человеком с рациональным мышлением и поведением. Превращение же такого человека в массовый тип предопределило в дальнейшем, в 60 — 70–е, последовательную переориентацию большинства населения страны (в недавнем прошлом еще сельского) на ценности городской, в основном индивидуалистической культуры.


В 1970–е — первой половине 1980–х такая трансформация только усиливалась. Во–первых, процесс возвышения потребностей в тогдашнем советском урбанизированном обществе происходил в условиях «затухающей» динамики экономического, социального, политического развития. Во–вторых, тогда же начало развиваться критическое осмысление стереотипов в отношении институтов и персоналий «власти стариков», «социалистической демократии», казенной идеологии и культуры. В–третьих, «информационные окна», появившиеся в условиях мирного сосуществования и разрядки, позволили населению советской страны заглянуть в мир за «железным занавесом» и сделать для себя соответствующие выводы.


Перестройка, системный кризис и развал СССР, слом основных несущих опор «советской цивилизации» создали принципиально иные условия для формирования нового массового сознания. В независимых государствах в этот период происходила так называемая «посттоталитарная атомизация». Она выражалась в разрушении либо существенном ослаблении старых социальных, этнонациональных, социокультурных моделей. Это дало сильные импульсы для дальнейшей индивидуализации сознания. Что привело к беспрецедентному ослаблению в постсоветских обществах межличностных связей. К далеко зашедшей дискредитации в массовом сознании каких бы то ни было общественных начал.


В итоге современные постсоветские общества отличает острый кризис системы ценностей. Потеря моральных ориентиров не только отдельными личностями, но и значительными социальными группами. Это состояние общественно–гуманитарной наукой начиная еще с Э.Дюркгейма определяется как аномия. Ею поражены все постсоветские страны, однако далеко не в одинаковой степени. Можно, например, с полной определенностью говорить, что Беларусь в силу ее социально сберегающей трансформационной модели такие явления в основном обошли стороной. Вот почему и в нынешнем награждении сотрудников «Хосписа» и «Лидера» вижу глубокий смысл. Ибо, как сказал Паскаль, «все тела, вместе взятые, и все умы, вместе взятые, и все, что они сотворили, не стоят единого порыва милосердия — это явление несравненно более высокого порядка»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter