Во многих районах земля чудом держится на жалких крохах минудобрений. Где выход?

NPK сказали «пока!»

ВТОРОГО апреля Президент провел совещание, на котором потребовал соблюдения диктатуры технологии, производственной дисциплины, регламентов и нормативов, подверг резкой критике неудовлетворительную подготовку регионов к посевной и желание списать собственные просчеты на раннюю весну и прочие «объективные» причины. 

Да, весна ранняя, холодная, недружная. И это накладывает свой отпечаток на темпы сельхозработ. Если в южных регионах страны техника уже активно работает в поле — на Брестчине засеяно более 81 процента от плана, то на Могилевщине цифры пока еще немногим выше 13 процентов. В частности, в Бобруйском районе, где под ранние зерновые культуры отведено 7784 гектара, пока что засеяно чуть более 2000 гектаров. Среди лидеров ОАО «Михалевская нива»: механизаторы хозяйства одними из первых выехали в поле. И не только потому, что этому поспособствовала погода. 

Механизатор Михаил ГОНЧАРОВ — один из лучших в ОАО «Михалевская нива» Бобруйского района.

— Согласна, погоду не выбирают, мы должны научиться под нее подстраиваться. Если проанализировать предыдущий опыт, всегда чувствовалось негативное ее влияние — будь то заморозки, переизбыток влаги или засуха в фазу активной вегетации. Я к тому, что не было еще года, чтобы ситуация в АПК складывалась ровно, без шероховатостей. С этим нужно свыкнуться, — обратила внимание начальник производственного отдела управления сельского хозяйства и продовольствия Бобруйского райисполкома Жанна Жуковская. — Преимущество посевной — в поле работы начались гораздо раньше. Да, мы обладаем запасом времени, но расслабляться не стоит — на все про все две недели, если речь о технологии. Это особенно важно, ведь уже появляются тревожные звоночки: влага очень быстро уходит с полей, а дождей по-прежнему нет. Заметили: снег сошел, а реки из берегов так и не вышли? Пока, правда, влаги хватает, но если ситуация затянется, ничего хорошего ждать не стоит. 

Опасения Жанны Жуковской понять можно: посевная — экзамен и для руководителей хозяйств, и для района. Да и планка поднята достаточно высоко: получить не менее 40 тысяч тонн зерна — на 10 тысяч больше, чем в 2018-м. По самым приблизительным подсчетам, при условии выполнения госзаказа, создания семенного фонда под урожай 2020 года, обеспечения животноводства зернофуражом средняя урожайность зерновых и зернобобовых должна быть не ниже 25,1 центнера. 

Цифра весьма скромная, тем не менее нюансы могут поставить под сомнение и ее достижение. Ведь урожайность — это не только сроки сева. Итоговые центнеры зависят и от объема накопленных минеральных удобрений. С этим в районе пока туговато, если точнее — большая проблема: обеспеченность всего 14 процентов. И то, как правило, это азот. Хоть запасы пополняются ежедневно, на полную обеспеченность в райсельхозпроде не рассчитывают из-за нестабильного финансового положения в ряде хозяйств, учитывая, что 3 из 9 и вовсе находятся под действием Указа № 253. Читай, денег у них не было и не будет.

— Это значит, что нужно более рационально использовать средства и серьезнее отнестись к карте полей. Мы уменьшили посевы пшеницы на низкоплодородных почвах и делаем упор на неприхотливую озимую рожь. Увеличим площади под кукурузой на зерно. В прошлом году дополнительно получили 10 тысяч тонн зерна, что стало для хозяйств хорошим подспорьем при нехватке зернофуража. Это еще раз подтверждает, что в АПК на первом плане экономика, а не показатели ради показателей,— разложила ситуацию Жанна Анатольевна. 

Стоит ли даже с учетом этих факторов рассчитывать на запланированную урожайность — вопрос сложный. Ведь недостаток NPK в почве нельзя компенсировать ничем. Выходит, без денег выше головы не прыгнешь. Это подтверждает и главный агроном «Михалевской нивы» Сергей Мартынчик:

— Если мы говорим о хорошем урожае, технология должна быть выдержана от и до. В том числе нужно внести NPK под потребность. Бытует мнение, что их недостаток можно компенсировать органикой и микроэлементами. На практике все не так. В прошлом году у нас не было денег на удобрения. Частично внесли азот, в основном же преобладала органика. Вот и урожайность 15—20 центнеров на круг в зависимости от культуры. То есть сработали на естественном плодородии почвы. А еще пять лет назад, когда обеспеченность удобрениями превышала 80 процентов, с каждого гектара снимали по 40 центнеров зерна.

Сейчас в хозяйстве проблемы будут разве что с приобретением фосфора, а на азот и калий денег должно хватить. Виды на урожай неплохие, но при условии, что погода подсобит. Впору бы отметить влияние вышеупомянутого человеческого фактора на раскладку ситуации в целом. Дело в том, что «Михалевская нива» — даже не середнячок. Ранее она потеряла платежеспособность и оказалась в числе кандидатов на банкротство. Сейчас находится под действием Указа № 253. Вопрос резонный: откуда деньги? Ведь посевная — это и подготовка техники, и покупка тех же удобрений, средств защиты растений, а еще и ГСМ. 

Этот нескромный вопрос задала антикризисному управляющему Ивану Мельникову:

— Когда весной 2018-го пришел в хозяйство, денег даже на зарплату не хватало. А тут еще и посевная на носу. На кредиты и помощь со стороны рассчитывать не приходилось: раз банкрот, то уже в черном списке. Деньги нужно было зарабатывать самостоятельно. Один из очевидных и доступных финансовых резервов на тот момент был в животноводстве. Первое, что могли сделать на энтузиазме и без серьезных капиталовложений, — подтянуть технологию и качество молока. Было сложно, в том числе и переломить психологию людей. Но в итоге у нас появились деньги на зарплату. Со временем заработанных средств стало хватать и на текущую деятельность. К слову, сейчас ежемесячная прибыль только за молоко около 170 тысяч рублей. Примерно половина уходит на зарплату, остальное — на развитие. Правильно распределив финансовые потоки, мы одними из первых в районе выехали в поле, так как быстрее других справились с подготовкой техники. Сейчас вплотную займемся растениеводством: нам нужны качественные и дешевые корма, чтобы повысить рентабельность молока и, собственно, хозяйства в целом.

В целом по стране к этому времени уже засеяно свыше 37 процентов площадей, отведенных под сев ранних яровых культур. Это не может не радовать. Смущает другой факт: уровень накопленных удобрений в сельхозорганизациях на вчерашнее утро не превышал 46,6 процента к плану, или 561,2 тысячи тонн действующего вещества при необходимых 1204,7 тысячи тонн. В том числе азотных удобрений по республике накопили 48,5 процента к плану, фосфорных — 26,9, калийных — 52,1. Меньше всего туков запасли аграрии Витебской области — 23,9 процента (в прошлом году — 37,5). Самые высокие показатели на Гродненщине и Брестчине: 79 и 54 процента соответственно. Хуже всего дела обстоят на Витебщине и Могилевщине — 26 и 27 процентов NPK, или 83 и 90 процентов к уровню прошлого года соответственно. 

Среди районов по наличию туков в лидерах Брестский, Мостовский, Берестовицкий и Зельвенский районы, где их уже свыше 84 процентов от потребности. В Минском и Гомельском регионах — 47 и 44 процента от потребности. Низкая обеспеченность минеральными удобрениями зафиксирована в сельхозорганизациях Глусского, Дрибинского, Кричевского, Мстиславского, Глубокского, Шумилинского, Октябрьского, Мядельского, Березинского, Крупского районов. Вообще не было в наличии фосфорных удобрений в хозяйствах Городокского, Лепельского, Шумилинского, а также в некоторых сельхозпредприятиях Ганцевичского, Дрогичинского, Пуховичского, Березинского, Глусского районов.

Установлены факты проведения посевной яровых без внесения фосфорных удобрений. 28 марта таким образом она проходила в ОАО «Агросимвол», ОАО «Шацк» и ОАО «Пуховичский райагросервис» Пуховичского, в ОАО «Мокраны» Малоритского, в ОАО «Люсино-Агро», ОАО «Кришиловичи» и ОАО «Возрождение» Ганцевичского районов.

Цифры заставляют задуматься, тем более что в трети районов Могилевской и половине Витебской обеспеченность не превышает 18 процентов. И если уже все мы привыкли к практически нулевому присутствию фосфорных удобрений, то низкая обеспеченность азотом, не более 4 процентов от потребности в некоторых витебских районах, настораживает. Почему? Потому что дорога ложка к обеду, а азотные удобрения — именно сейчас, когда пришла пора проводить подкормку трав. Продолжая мысль дальше — о каких привесах и надоях мы будем говорить осенью и будет ли, в принципе, на чем подводить итоги?

Что говорят по этому поводу производители, может, это они не могут выдать потребителям нужные им объемы? Заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО «Гомельский химический завод» Иван Теслюк с этим не согласен:

— Сырьем обеспечены, удобрения есть, хозяйства платят, мы их отовариваем. Не сказал бы, что они очень дорогие, цена на фосфорные у нас два года не менялась. Поступающие заявки готовы удовлетворить незамедлительно, даже если это будут всего несколько тонн.

Аналогичным образом ответили «СГ» на Солигорском калийном комбинате и в ОАО «Азот»: дефицита удобрений для внутреннего рынка не может быть априори. Ну а дефицит денег у покупателей — это, согласитесь, уже совсем другая и очень долгоиграющая история.

ИТАК, мина, а отсутствие должной заправки почвы туками иначе и не назовешь, под выполнение прогнозных показателей закладывается практически на первой стадии формирования урожая не только в Бобруйском районе. В последние годы заметно снижены объемы внесенных минеральных удобрений в целом: если в 2010 году на каждый гектар пашни приходилось по 284 килограмма NPK, то сейчас — 155. На Могилевщине и того меньше — чуть больше сотни. Вот и получили среднюю урожайность по стране — 26,4 против 27,6 в том же 2010-м. Разница, может, и небольшая, но, учитывая, насколько далеко вперед шагнули технологии, регресс очевиден. Упали бы больше, да только земля еще чудом держится на тех жалких крохах, которые ей периодически подбрасывают аграрии, чтобы не выхолащивать окончательно. 

Кстати, экономические показатели куда более красноречивы. На Могилевщине рентабельность организаций АПК упала с 5,8 процента в 2010-м до 5,2 — в 2017-м. Прибыль сократилась с 90 до 55 миллиардов рублей. Взять для сравнения Гродненщину, где незначительно упал объем внесенных минеральных удобрений: 278 килограммов на пахотный гектар в 2010-м и 210 — в 2017-м. Там и рентабельность поднялась за этот период с 2 процентов с минусом до 12,5 с плюсом, а прибыль составила 168,5 миллиарда рублей. К слову, накопление минеральных удобрений в области уже превышает 70 процентов от плана. Видимо, там понимают, что выигрывает не тот, кто тратит меньше, а тот, кто правильно расставляет акценты. 

syritskaya@sb.by

kovalev@sb.by

Фото Светланы СЫРИЦКОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter