Аграрные вузы объявили набор на заочную форму обучения

Ноябрь – время серьезных заочников

На этой неделе, начиная с 15 ноября, аграрные вузы объявили набор на заочную форму обучения. Несколько необычное время для вступительной кампании объясняется просто. Основные сельхозработы сезона завершены. Именно поздней осенью у тех аграриев, кто желает получить высшее образование без отрыва от производства, и появляется время, чтобы начать сдавать экзамены. Почему это выгодно всем заинтересованным в цепочке «абитуриент – хозяйство – университет»?

К заочному образованию у нас отношение порой несправедливое, довлеют стереотипы — мол, ну что наскоками-наездами можно выучить. В иных сферах народного хозяйства, как правило, даже больше котируются новоиспеченные специалисты, которые учились на традиционном стационаре. Но к заочникам, получающим аграрное образование, такое отношение, считаю, недопустимо. Даже хотя бы из-за мотивации.

Ведь чтобы претендовать на место при поступлении, они — и это главное условие — должны быть трудоустроены в сельхозорганизации. Казалось бы, формальность, да стоит за ней очень ценный смысл: значит, в вуз приходит неслучайный человек. Скажем, не выпускник средней школы, который во вступительную недобрал баллов и заглянул в аграрный университет по остаточному принципу (как часто бывает). А серьезный человек, уже владеющий сельхозпрофессией.  И потому диплом о высшем образовании для него не просто заветная корочка. Это своеобразный сертификат соответствия, дающий шанс и состояться в профессии, и заявить о своих управленческих качествах на производстве.

Кроме амбиций потенциального заочника, в поступлении сотрудников заинтересованы работодатели. Ведь в конечном счете они получают готовых специалистов более высокого класса. И ломать голову над вопросом закрепления кадра не придется: он уже обосновался на селе. Конечно, на время экзаменационных сессий придется отправлять студентов на учебу, однако руководство хозяйства идет на это без проблем, ведь все остальное время сотрудник на месте, несет ответственность за порученный ему участок работы. И после учебы гарантированно здесь останется.

Мало того, некоторые хозяйства готовы оплачивать учебу своих сотрудников. Особенно характерна такая ситуация, к примеру, для Гомельщины и Брестчины, где в  Речице и Пинске есть филиалы Витебской государственной академии ветеринарной медицины и Белорусской государственной сельскохозяйственной академии соответственно. Дополнительно самим заочникам (и это тоже регламентировано на законодательном уровне) хозяйства могут устанавливать разные доплаты. Главное, чтобы человек ответственно подходил и к учебе, и к вверенному ему делу, — а стимулы есть.

В самих университетах о заочниках, что, признаюсь, несколько меня удивило, отзываются как о весьма способных студентах. И не столько из-за высокой мотивации — почерпнуть максимум знаний. Заочники стремятся узнать тонкости в производственных вопросах, которые они каждый день решают у себя на работе. Мало того, иногда они даже что-то подсказывают теоретикам, преподающим в университетах, делятся опытом, рассказывают о новых технических новинках.

А особенно ценят преподаватели студентов, которые продолжают обучение по НИСПО — непрерывной интегрированной системе получения высшего образования. Она касается выпускников аграрных колледжей. Весь профессиональный инструмент у последних уже есть на вооружении. Они практикуются на предприятии, чем, к примеру, не могут похвастаться студенты-«дневники». Хорошая у заочников и успеваемость.

В последнее время вузы заметно сократили заочные отделения. Неспроста: чтобы высвободить тем самым часть денег из госказны на образование по более востребованным специальностям. Аграрные к тому же еще и  остродефицитные. Поэтому нет сомнений: бюджетные 733 места в четырех сельхозуниверситетах будут заполнены. Как и в прошлые годы, на них ожидаются и конкурсы, иногда даже большие, чем на те же специальности дневного отделения...

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter