Новый вектор частной инициативы

Владимир Зиновский: Роль малого бизнеса пока неоправданно низка

Одна из главных задач для развития бизнеса – создание равных условий для государственных и негосударственных компаний

Мудрецы утверждают: корабль никогда не поймает в паруса попутный ветер, если команда не определилась с конечным пунктом назначения. Стратегический маршрут развития частной инициативы и определила Директива № 4. Конечно, одним документом невозможно разрешить все проблемы и противоречия частного сектора, его взаимоотношения с государством. Но и цель директивы — не «копаться в мелочах», а фундаментально определить роль и место предпринимательства в белорусском обществе в целом и в экономике, в частности. Исходя из этой концепции и будут формироваться и модернизироваться отечественное законодательство и правовая среда. Своим мнением о значении Директивы № 4 для развития предпринимательства в республике поделился председатель Совета по развитию предпринимательства при Президенте Беларуси Владимир ЗИНОВСКИЙ (на снимке).

– Владимир Иванович, в последнее время в результате мер по либерализации экономики отечественный бизнес демонстрирует небывалые темпы роста. По оценкам Всемирного банка, в рейтинге по уровню благоприятности условий для предпринимательской деятельности Беларусь продвинулась со 115-го места в 2007 г. на 64-е в 2010 г. Почему потребовалось принятие главой государства Директивы № 4, неужели нельзя было обеспечить дальнейшее совершенствование бизнес-среды в рамках действующего законодательства?

– Действительно, в течение последних пяти лет общее количество малых предприятий выросло более чем в 2,5 раза, а число индивидуальных предпринимателей – более чем на 20 %. Несомненно, впечатляющие цифры. В то же время нельзя не признать: это лишь количественные изменения, не приведшие пока к серьезным качественным подвижкам. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии страны остается пока неоправданно низкой. На малые предприятия по-прежнему приходится 10—11 % ВВП и 12—13 % списочной численности работников, что намного меньше по сравнению с промышленно развитыми странами.

Характерными чертами малого предпринимательства нашей страны являются его ориентирование преимущественно на сферу мелкой торговли, слабое развитие бизнеса в реальном секторе экономики, низкий уровень интеграции малых предприятий в систему кооперационных производственных отношений. А это значит, что потенциал частной инициативной деятельности в обеспечении эффективного развития экономики задействован пока не в полной мере.

Концентрация отечественного предпринимательства преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации и специальных знаний, низкий инвестиционный и инновационный потенциал его субъектов в значительной мере обусловлены организационно-правовыми и экономическими условиями их хозяйственной деятельности.

Практика работы с бизнес-ассоциациями, обращениями непосредственно предпринимателей, а также опыт самих членов совета позволяет выделить ключевые проблемы, сдерживающие эффективное развитие малого бизнеса, проникновение его субъектов во все новые сферы деятельности, освоение ими инновационных технологий и современных форм организации производства.

К таким проблемам можно отнести затрудненный доступ к финансовым, материально-техническим ресурсам, неиспользуемому и неэффективно используемому государственному имуществу; сохранение неравных условий деятельности для государственных и частных предприятий; множество административных процедур и разрешений при создании и функционировании бизнеса; чрезмерно жесткие меры ответственности за допущенные правонарушения при осуществлении экономической деятельности и другие. Для превращения частного бизнеса в действенный фактор экономического роста назрела необходимость новых подходов в вопросах стимулирования предпринимательской инициативы. Именно на это и нацелена Директива № 4 – системный документ, предусматривающий не только меры по «снятию» проблемных вопросов реализации деловой активности населения, но (самое главное!) определяющий роль и место предпринимательства в экономической системе общества, а также политику государства в отношении его развития и поддержки.

Известно, что документ готовился достаточно продолжительное время. Но следует отметить: кулуарности удалось избежать. Проект директивы неоднократно обсуждался на уровне Министерства экономики с участием делового сообщества, практически все бизнес-ассоциации представили свои предложения и имели возможность продвигать их в открытой дискуссии. Что касается совета, то еще в мае прошлого года был подготовлен и рассмотрен на заседании перечень конкретных норм для включения в проект документа. Нельзя сказать, что все представленные инициативы были включены в директиву, но главное, что здесь нашли отражение нормы, реализация которых обеспечит объективно необходимые предпосылки для бизнеса. Это защита и развитие частной собственности, формирование конкуренции и создание равных условий деятельности для субъектов всех форм собственности.

– Известно, что директива – рамочно-декларативный документ, предполагающий в последующем разработку множества нормативных правовых актов «прикладного» характера. Где гарантия, что при их подготовке не будет утрачена главная идея? Ведь многие инициативы, принимаемые в интересах субъектов всех форм собственности, на деле зачастую «работают» лишь на представителей госсектора. Как, например, с отраслевыми инновационными фондами, формирование которых осуществлялось за счет отчислений всех субъектов, а воспользоваться средствами смогли лишь избранные, как правило, крупные госпредприятия.

– Изменение роли и места частного бизнеса в экономической системе общества требует дальнейшего повышения прозрачности процесса выработки и принятия решений в сфере развития экономики, а также контроля за их реализацией, в том числе и с привлечением представителей деловых кругов. Налаживание конструктивного диалога и партнерство позволяют не только снять проблемы лоббирования, но и являются необходимым условием принятия наиболее оптимальных решений, ориентированных лишь на показатели эффективности деятельности, а не на ведомственную принадлежность субъекта, его форму собственности и т.д. В условиях глобализации и высокой степени открытости экономики ключевой задачей является рост эффективности производства и обеспечение конкурентоспособности продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Это должно стать идеологией работы всех субъектов хозяйствования: крупных и малых, государственных и частных. Сегодня главный вопрос не в том, кто собственник, а в готовности и способности развиваться, находить новые ниши на рынках, осваивать перспективные продукты и технологии.

В нашей стране уже сложились определенные формы диалога власти и предпринимателей. Подтверждением тому является деятельность различных межведомственных комиссий, рабочих групп по различным аспектам экономической деятельности. Да ведь и сам Совет по развитию предпринимательства был создан для обеспечения непосредственного диалога главы государства с представителями бизнес-элиты страны.

Поэтому вопросам дальнейшего развития взаимодействия государства и бизнеса в Директиве № 4 уделено самое серьезное внимание. Прежде всего, предусмотрены нормы по дальнейшему развитию участников диалога – предпринимательских союзов (ассоциаций). Кроме того, в сферу взаимодействия бизнеса и власти включены вопросы практики применения и совершенствования законодательства, регулирующего привлечение к административной ответственности. Поставлена задача ввести в практику обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия предпринимательской деятельности.

— Директива № 4 вводит новые подходы к вопросам оплаты труда, социального обеспечения работников. Не приведет ли это к ущемлению интересов наемных работников? Насколько сегодня белорусский бизнес готов становиться социально ответственным? Какие сферы предпринимательства уже это делают? Какие законодательные инициативы необходимы для активизации развития социального направления частных коммерческих структур?

– Конечно, главная цель любого бизнеса – это получение максимальной прибыли. И в связи с этим любой предприниматель для повышения его эффективности объективно стремится к экономии издержек, в том числе затрат на оплату труда. Но чтобы бизнес был конкурентоспособным, необходимо привлекать высококвалифицированный труд, мотивировать работников для повышения производительности и качества их труда.

Анализ мировой практики свидетельствует, что сегодня уже существуют механизмы обеспечения сбалансированного социально ориентированного и экономически эффективного развития. Таким механизмом является корпоративная социальная ответственность (КСО).

Реализация принципов социальной ответственности в функционировании бизнеса предполагает осуществление программ профессионального развития кадров, повышения их квалификации, формирование благоприятного психологического климата в коллективе, улучшение условий труда, развитие системы коллективно-договорных отношений в вопросах регулирования оплаты труда и мер социальной защиты работников. Подчеркиваю, что все это не только обеспечивает реализацию интересов наемных работников, но и является фактором повышения конкурентоспособности самого бизнеса.

Следует отметить, что сегодня бизнес-сообщество Беларуси в большинстве своем уже демонстрирует приверженность принципам КСО. По данным исследований ПРООН, более 90 % организаций реализуют социальные проекты, развивая программы социальной защиты и профессионального развития сотрудников. В Беларуси функционирует локальная сеть сторонников принципов КСО, объединяющая около 80 организаций, в которую в том числе входит ряд представителей совета, а именно: ПЧУП «Ритм», ООО «Белинтертранс» и другие.

Конечно, немаловажную роль в вопросе повышения социальной ответственности бизнеса должно играть государство. Так, продвижение идей КСО может осуществляться путем популяризации ценностей социально ответственного бизнеса, разработки специальных программ, как стимулирующих, так и регулирующих деятельность компаний в этой области.

– Как сказано в преамбуле Директивы № 4, она направлена на развитие предпринимательства в целом. Как вы полагаете, в каком направлении будет развиваться отечественный частный сектор, ожидаются ли какие-либо изменения в его составе и структуре?

– Думаю, что сегодня наряду с задачей содействия дальнейшему росту частного сектора экономики стоит не менее важная задача по повышению качества бизнеса, развитию технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов. И целый ряд положений директивы как раз направлен на стимулирование инвестиционной деятельности предпринимателей, на разработку и реализацию ими перспективных инновационных проектов. Это прежде всего нормы, касающиеся вопросов защиты и развития частной собственности, упрощения порядка получения земельных участков, приобретения в собственность арендуемого государственного имущества, гарантии необратимости приватизации государственного имущества и др. Реализация данных норм будет способствовать развитию бизнеса в реальном секторе экономики, налаживанию субконтрактных отношений с крупными субъектами, интеграции малых предприятий в систему производственных связей.

Меры по совершенствованию условий инвестиционной деятельности в регионах должны привести к изменению территориальной структуры сектора малого бизнеса, созданию дополнительных возможностей для эффективной занятости населения.

Убежден, что позитивная динамика и структурные изменения в секторе малого предпринимательства неизбежно приведут к существенному повышению вклада малых предприятий в социально-экономическое развитие страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter