Новый союз? ЕС готов снять эмбарго на поставки вооружений в Китай.

Как сообщило агентство «Франс-Пресс», в начале наступившего года Евросоюз собирается снять эмбарго на поставки вооружений в Китай, введенное в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь. Инициатором этого выступает Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности (то есть «министр иностранных дел») ЕС Кэтрин Эштон, при этом, судя по всему, большинство европейских лидеров такое решение поддерживают.
Практически одновременно китайский вице-премьер Ли Кэцян заявил, что Китай готов помочь Европе справиться с долговым кризисом. Тем самым он спасает от краха всю зону евро, то есть на самом деле весь проект Евросоюза. Потому что гибель евро будет гибелью всего европейского интеграционного процесса. А даже самые сильные из европейских стран на сегодняшний день по отдельности в экономике мало что собой представляют в мировом масштабе, а в политическом и тем более военном плане просто никому не интересны. На роль одного из мировых полюсов может претендовать только ЕС как единое целое.
Более того, если эмбарго на поставки вооружений в Китай снимается, то это спасает не только ЕС в целом, но и мощнейший европейский ВПК, который сегодня умирает из-за отсутствия внутренних заказов. Из-за экономического кризиса и общего ощущения в обществе, что армии европейцам больше не нужны (воевать не с кем и не за что), режутся «по-живому» даже такие некогда приоритетные программы, как европейский истребитель «Еврофайтер» (он же «Тайфун»), суммарный объем закупок которого странами-производителями (Великобритания, Германия, Италия, Испания) сокращается с 610 (что тоже было не слишком много на четыре столь крупные страны) до 469 машин. Совсем плохо и с экспортными заказами – есть только маленький австрийский заказ на 15 самолетов (уже выполнен) и саудовский (на 72 машины). Что касается Франции, сохранившей независимость от остальной Европы в производстве боевых самолетов, то на ее новейший истребитель «Рафаль» нет ни одного внешнего заказа, а внутренний составляет всего 180 самолетов. Ни внутренних, ни внешних заказов нет на относительно новый «Мираж-2000».
Сокращается вдвое программа производства франко-немецкого боевого вертолета «Тигр». Практически прекратилось производство танков и БМП, бронетанковая промышленность Европы теперь выпускает лишь некоторое количество бронеавтомобилей для противопартизанских войн. Несколько лучше чувствует себя кораблестроительный сектор, но и он постепенно «сдувается». Пожалуй, неким символом происходящего в Европе стала недавняя история с двумя английскими морскими самолетами-разведчиками «Нимрод-МR4». В результате резкого сокращения Британией военных расходов эти машины отправились на металлолом прямо из заводского цеха, так и не успев поступить на вооружение. Английские газеты уже назвали эти самолеты «самым дорогим металлоломом в мире».
Причем если настоящее печально, то будущее совсем беспросветно. Никаких новых самолетов на замену «Тайфуну», «Рафалю» и шведскому «Гриппену», новых танков вместо «Леопарда-2», «Челленджера» и «Леклерка» нет даже на уровне обсуждения. То есть, отработав нынешние и так уже урезанные программы, европейский ВПК может «с чистой совестью» умирать. В этих условиях гигантский китайский рынок станет для него спасением.
Разумеется, снятием эмбарго будут крайне недовольны США. Но, в конце концов, это будет их проблемой. Ведь Америка не собирается спасать евро, наоборот, она была бы очень рада, если бы европейская валюта рухнула совсем. И загружать заказами европейский ВПК Вашингтон тоже не намерен, у него скоро будут свои схожие проблемы, поскольку в Штатах тоже начинается сокращение военных расходов.
Что касается Китая, то для него ЕС – самый подходящий союзник из всех основных мировых полюсов (другими такими полюсами в представлении китайцев, кроме них самих, являются США, Япония, Россия и Индия). Во-первых, из всех этих центров ЕС – самый слабый в военном отношении, он не имеет никаких внешних амбиций и никаких исторических счетов к Китаю, соответственно, никак не будет мешать Пекину строить сферу влияния размером в большую часть планеты. Во-вторых, ЕС – это самый большой в мире рынок сбыта для китайских товаров (индийский, конечно, больше, но платежеспособность европейцев и индусов несопоставима). В-третьих, это замечательный источник новейших технологий, в том числе – военных. Остальные таких технологий либо не имеют, либо не готовы делиться ими с Китаем. 
Более того, в Пекине видят, что ЕС и США – экономические конкуренты. И совершенно сознательно поддерживают ЕС, чтобы не допускать усиления США.
В Китае уже поняли всю значимость и революционность американской концепции сетецентрической войны. Поняли там также и то, что нельзя доводить ее до абсурда. Потому что воюют не компьютерами, даже объединенными в глобальную сеть, а, как и прежде, бронетехникой, артиллерией, авиацией, кораблями. Компьютеры лишь многократно повышают их эффективность. Поэтому в Китае уже выдвинут лозунг «объединить войну информационную и войну механизированную». То есть сетецентрическая война отнюдь не отменяет классическую массовую армию, как почему-то решили многие на Западе, да и в России тоже. Наоборот, именно классическая массовая армия, став сетецентрической, будет по-настоящему непобедимой. А если армия сокращается до микроскопических размеров, никакая сетецентричность ей не поможет.
Технологический уровень
НОАК растет очень быстро, на вооружение уже принимаются образцы, не имеющие аналогов в мире. Например, РСЗО WS-2 или боевые беспилотники, представленные осенью этого года на авиасалоне в Чжухае. Тем не менее определенное технологическое отставание НОАК от наиболее передовых армий, хотя и очень существенно сократилось, но пока сохраняется. И китайское военно-политическое руководство стремится ликвидировать его как можно быстрее.
При этом Россия, бывший главный поставщик вооружений в Китай, продавать ему новейшие образцы вооружений (истребитель Т-50, ЗРС С-400) уже не готова. Потому что, во-первых, у нашего ВПК сейчас просто не хватает производственных мощностей, чтобы обеспечить и свои ВС, и иностранных заказчиков. Естественно, что предпочтение отдается обеспечению своих ВС. Во-вторых, становится все более очевидно, что, продавая оружие в Китай, мы вырастили как минимум конкурента на рынке вооружений, который беззастенчиво копирует наши образцы и продает копии как свои, как максимум – опаснейшего потенциального противника.
Соответственно, новым главным поставщиком должна стать Европа. Китай, видимо, будет приобретать там наиболее современное оружие, в том числе и для изучения технологий. Почти наверняка последуют массовые закупки систем управления, средств связи, оптических приборов, радиолокационной и гидроакустической техники и другого оборудования, не являющегося оружием, но значительно повышающего эффективность его применения. То есть именно Европа должна сделать НОАК высокотехнологичной и сетецентричной.
Уже сейчас большой популярностью в Китае пользуется продукция «Еврокоптера», ударный вертолет WZ-10 Китай создает на основе европейских технологий. Скорее всего, на основе европейской техники будет развиваться войсковая ПВО НОАК (она и сейчас построена на клонах итальянских и французских ЗРК).
Наиболее интересный вопрос – начнет ли Китай приобретать в Европе бронетехнику (особенно танки) и боевые самолеты, а также авиационное вооружение класса «воздух–земля» (управляемые ракеты и авиабомбы). По производству танков (основное предназначение которых – глубокие наступательные операции) КНР уже сейчас находится на первом месте в мире, но европейские технологии ему отнюдь не помешают (тем более что лучшим танком в мире сами китайцы считают немецкий «Леопард-2А6»). А в области ударной авиации Китай отстает и от России, и от Запада, как ни в каком другом классе боевой техники. Без этой авиации глубокие наступательные операции вести сложно.
Впрочем, теперь уже нет особого смысла гадать. Осталось дождаться, будет ли на самом деле отменено эмбарго (этому может помешать начавшийся шпионский скандал в связи с кражей китайцами технологий в компании «Рено») и если да, то какие конкретно контракты после этого будут заключены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter