Новый политический год

О сессии Всекитайского собрания народных представителей

В Пекине открылась сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Этот парламент, состоящий из трех тысяч человек, собирается ежегодно и принимает доклад правительства о работе и об исполнении бюджета за прошедший год, а также проект плана социально-экономического развития на год текущий.


Для внутриполитической жизни Китая сессия - важнейшее событие года, хотя в 2012-м главным все же станет намеченный на осень съезд Коммунистической партии, где будет избран новый генеральный секретарь ЦК КПК (им предсказуемо должен стать нынешний заместитель Председателя КНР Си Цзиньпин).


И хотя работа ежегодной сессии выглядит больше церемонией, чем реальной политикой (реальной политикой занимается небольшой по численности постоянный комитет ВСНП, который собирается в течение года регулярно и занимается активной законотворческой деятельностью), внимательный наблюдатель легко уловит главное направление движения китайской политики и экономики.


Например, уже сейчас понятно, что изменений в политической системе ждать не стоит: официальный представитель сессии Ли Чжаосин (кстати, бывший министр иностранных дел) заявил на брифинге, что существующая система выборов народных депутатов "полностью отвечает китайской реальности" (напомню, прямых выборов нет, депутаты выдвигаются трудовыми коллективами и партийными организациями). Тому, кто отточил искусство читать между строк и слышать между слов, понятно: политической реформы, о которой много говорили в последнее время, не будет.


Традиционно во время сессии Премьер Госсовета задает тон экономике, объявляя цифру планируемого роста ВВП на год. С 2005 года это "около 8%", хотя на самом деле экономика растет куда быстрее (в прошлом году - на 8,9%). Поэтому, утверждают скептики, официальная цель, которую объявляет Вэнь Цзябао, особого смысла не имеет. Не в этом году. Цифра 7 - 7,5%, не являясь, собственно, прогнозом (эксперты прогнозируют, что в 2012 году китайский ВВП вырастет на 9%), остается важным показателем: руководство страны сигнализирует о твердом намерении изменить экономическую модель - с ориентированной на экспорт на нацеленную на внутреннее потребление. Правда, для того чтобы свои граждане начали потреблять в тех же количествах, что и иностранные, уровень их доходов должен существенно повыситься. Поэтому девиз начавшейся вчера сессии ВСНП - "улучшение жизни народа". Кстати, зарплаты в Китае активно растут уже не первый год. Правда, отмечают специалисты, это повышает себестоимость китайских товаров и соответственно снижает их конкурентоспособность на мировых рынках. Но это, согласитесь, уже другая история. В любом случае планируемое снижение роста ВВП означает, что Китай твердо намерен улучшить качество и эффективность своей экономики. Удастся ли это сделать, и если да, то как быстро - важный вопрос. Потому что экономика посылает законодателям тревожные сигналы: в прошлом году инфляция росла слишком быстро, цены на бензин повышали семь раз, биржевые индексы значительно снизились, стоимость жилья, несмотря на предпринимаемые правительством меры, остается настолько высокой, что огромное количество рядовых китайцев уже даже перестали мечтать о собственной крыше над головой.


Экономический рост любой ценой остается в прошлом. В том числе и потому, что цена оказалась очень высокой - экология самых богатых и развитых китайских городов пострадала практически безвозвратно, а социальное расслоение достигло опасного для внутренней безопасности страны уровня. Количество "инцидентов массового характера" (так в Китае называют акции протеста) растет с угрожающей скоростью - только в прошлом году их было зафиксировано более 100 тысяч. Уже сегодня бюджет Поднебесной на поддержание внутренней безопасности выше, чем на оборону.


Дивиденды от экономических реформ, начатых более 30 лет назад Дэн Сяопином (и, кстати, активно поддержанных тогдашним губернатором самой теперь экономически развитой провинции Гуандун и отцом будущего Председателя КНР Си Чжунсюнем), тают на глазах. Да, с их помощью удалось вытащить из бедности почти 600 млн. китайских крестьян, но теперь они требуют не только достойной зарплаты, но и социальной справедливости. Необходима новая тактика - это понимают практически все в Китае. Главная газета страны "Жэньминь жибао" в редакционной статье заявила, что "лучше проводить "несовершенные" реформы, чем иметь кризис от нехватки реформ". Но нынешнее руководство принимать кардинальные решения уже вряд ли будет - новая экономическая стратегия (а с ней, не исключено, и политическая реформа) зреет в недрах КПК, но до партийного съезда объявлена не будет. Политический год в Китае только начинается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter