Новый лимитный порядок

Прокомментировать постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.01.2007 № 39 “О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 119” мы попросили специалистов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды — консультанта отдела экологической политики, организации и экономики природопользования Алексея КОВАЛЬЧУКА и заместителя начальника специнспекции госконтроля за обращением с отходами Галину МИХАЛАП.

Принятым постановлением Совета Министров Республики Беларусь внесены существенные изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 119 “О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства”.
С 1 января 2007 года Советом Министров Республики Беларусь лимиты по областям и г.Минску устанавливаются всем плательщикам налога за использование природных ресурсов (экологического налога). Ранее указанные лимиты устанавливались только природопользователям, отчитывающимся по формам государственной статистической отчетности 2-ос (воздух) и 2-ос (вода).
Изменен срок установления годовых лимитов для плательщиков экологического налога, который определен 1 февраля (ранее — 1 марта). Указанное изменение обусловлено введением нового порядка исчисления экологического налога.
Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 190-3 “О несении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения” были внесены дополнения в Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. “О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)”. В соответствии с новой редакцией Закона допускается возможность исчисления плательщиками годовых сумм экологического налога исходя из установленных годовых лимитов. Таким образом, плательщики экологического налога имеют право исчислить сумму налога в целом за календарный год, а затем перечислять ее равными частями: индивидуальные предприниматели — ежеквартально в размере одной четвертой, юридические лица — ежемесячно в размере одной двенадцатой части исчисленной суммы. В случае когда фактическое количество использованных (изъятых, добытых) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещенных отходов производства не превышает установленные годовые лимиты, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету в счет предстоящих платежей или возврату. При превышении установленных лимитов осуществляется доплата по соответствующим платежам.
Таким образом, перенос срока установления годовых лимитов на 1 февраля обусловлен необходимостью реализации указанной нормы Закона с целью своевременного и правильного исчисления экологического налога плательщиками, применяющими указанный выше порядок.
Значительные изменения затронули порядок утверждения лимитов размещения отходов производства.
В соответствии с новым порядком, если в процессе экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей образуются только коммунальные отходы производства, вывоз которых производится организациями, осуществляющими сбор и вывоз таких отходов, для согласования лимитов размещения коммунальных отходов производства на очередной календарный год эти юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в территориальные органы Мин-природы копию договора с указанными специализированными организациями. При этом согласованным лимитом размещения коммунальных отходов производства является годовой объем размещения данных отходов, указанный в договоре.
Для остальных природопользователей уточнен порядок расчета лимитов размещения отходов производства, представляемого в территориальные органы Минприроды для согласования лимитов. При этом из общего годового количества отходов производства, планируемого к размещению, при подготовке данного расчета следует вычитать количество:
— вторичных материальных ресурсов, подлежащих извлечению;
— отходов, хранимых на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, соответствующее технологическому регламенту этих объектов;
— отходов, хранимых, используемых и (или) обезвреживаемых по месту их образования, соответствующее технологическому регламенту процесса использования и (или) обезвреживания этих отходов;
— отходов, хранимых и предназначенных к использованию и (или) обезвреживанию, перевозимых одной транспортной единицей к местам использования и (или) обезвреживания;
— отходов, хранимых и являющихся средствами ухода за растениями и ядохимикатами, которые утратили свои потребительские свойства или непригодны к применению.
Необходимо отметить, что обязательства по уплате налога за размещение отходов производства по-прежнему возлагаются на собственников указанных отходов. В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об отходах” право собственности на отходы возникает у производителя отходов с момента их образования. Вместе с тем право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом — на основании договора, мены, дарения, иной сделки об отчуждении этих отходов или путем совершения других действий, свидетельствующих об обращении отходов в собственность.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь “Об отходах” лица, имеющие право собственности в отношении зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов, обязаны организовать сбор, перевозку, хранение и обезвреживание отходов, обращение с которыми осуществляется при обслуживании таких зданий, строений, сооружений. Как правило, договор на вывоз, обезвреживание отходов заключают собственники зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов. В случае арендных отношений, если в договоре аренды арендатору не установлены специальные условия по обращению с коммунальными отходами производства (оборудование арендатором отдельных мест для сбора отходов, заключение им договора на вывоз отходов или самостоятельный вывоз отходов), а арендодателем оказываются арендатору коммунальные услуги по сбору и вывозу коммунальных отходов, то арендатор, в силу совершения указанных действий, отказывается от права собственности на отходы, а арендодатель становится собственником отходов и соответственно на него возлагается обязанность по уплате налога за размещение отходов производства с учетом количества отходов, образовавшихся у арендатора. При этом суммы экологического налога включаются в стоимость услуг, оказываемых арендодателем арендатору по сбору и вывозу коммунальных отходов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter