Что принесет отрасли новая Национальная стратегия развития туризма до 2035 года

Новый формат гостеприимства

Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Но нужное. Даже если речь идет о сегменте, который острее других переживает пандемию, — туризме. Варианты, куда двигаться дальше, должны быть непременно! Поэтому после долгих обсуждений в стране приняли Национальную стратегию развития туризма до 2035 года. Понятное дело, первоначальный документ прошел через корректировки с учетом сложившейся ситуации. На что, как ожидается, будут делать ставку в развитии отрасли гостеприимства в ближайшие годы, узнавала корреспондент «Р».

Планы большие и маленькие

Стратегических целей в принятой концепции несколько, и практически все имеют цифровое значение. Так, планируется, что в 2035-м туризм будет генерировать 3,1 процента в ВВП страны. К слову, этот показатель в 2016-м составил 2,2 процента — таков результат построения Вспомогательного счета туризма. Данные обновляются раз в два года и отстают на эту же цифру. Так что сведения о развитии отрасли по методикам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) за 2018-й мы ожидаем в конце этого года. Параллельно через 15 лет доля нашей страны в мировых туристических доходах должна вырасти в 2,5 раза — с 0,04 процента в 2016-м до 0,1. В денежном исчислении, прогнозируют эксперты, цифры не будут казаться столь скромными. Кроме того, предполагается, что Беларусь войдет в сотню дестинаций устойчивого туризма и в число полусотни стран с наиболее высоким показателем индекса конкурентоспособности в сфере путешествий. 

Все это произойдет, если решится ряд задач. Например, вырастет экспорт туруслуг на четверть, до одного миллиарда долларов. Причем доходы от одного иностранца увеличатся примерно до 300 долларов. 

— При этом турпотоки въезжающих к нам гостей будут диверсифицированы так, что доля граждан из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят большинство государств Евросоюза, а также, например, Япония, Канада, Израиль, Австралия, подрастет до 40 процентов в общем количестве. К слову, еще в 2016-м на четверых туристов из стран СНГ приходился один из других стран. А в прошлом году их соотношение практически сравнялось,
— объясняет директор Департамента по туризму Минспорта и туризма Ирина Воронович.

Еще недавно чаще всего к нам заглядывали россияне, литовцы, поляки, латыши и китайцы. Пандемия, замечают в турсоюзах, свела на нет работу на многих, выбранных ранее целевыми, рынках. Так что за туристов придется активно побороться. Как? Слово Ирине Воронович:

— Взаимное признание виз с Россией, ожидается, сыграет только на руку планам по привлечению гостей. К тому же в будущем иностранцы смогут находиться без регистрации в стране месяц, появится электронная виза, а количество безвизовых регионов, куда можно будет ехать через любые пункты пропуска, заметно вырастет. На въезд должно сработать и открытие лоукост-направлений из областных центров, развитие наиболее востребованных рейсов из регионов, привлечение инвесторов для создания на периферии низкобюджетной авиакомпании и инфраструктуры возле аэропортов. 

Ожидается, что экспорт туруслуг через 15 лет вырастет до 1 млрд долларов.

Планируется, что в стране появятся специальные туристско-рекреационные парки наподобие Августовского канала, с преференциальным режимом ведения бизнеса. В помощь действенная система льгот и преференций. Как следствие, инвестиции в туриндустрию за 15 лет должны вырасти примерно вдвое, до 500—600 миллионов долларов в год. Новые рабочие места потребуют привлечения большего числа хорошо подготовленных кадров. Сейчас ежегодно выпускается около 300 специалистов со средним специальным образованием и больше 1500 с высшим. Акценты необходимо расставить на практико-ориентированную подготовку, в том числе с учетом запросов будущих работодателей. 

Большая команда для большого плавания

Не последнюю роль в исполнении планов сыграет укрепление госуправления туризмом. Директор Департамента по туризму описывает положение дел: 

— Сейчас этой сферой занимается Минспорта и туризма через Департамент по туризму с десятком специалистов. В помощь — Национальное агентство по туризму, профильные управления и отделы в облисполкомах и райисполкомах. Причем из чуть более 200 работников в регионах только в компетенцию каждого пятого входят вопросы туризма. По сути, они решаются по остаточному принципу. 


Сегодня уединенный отдых в агроусадьбах в топе спроса у белорусов, в Минспорта и туризма ставят на него и в будущем.

Кроме того, специалисты на местах, как правило, не имеют профильного образования и необходимых знаний по продвижению турпродукта, слабо владеют иностранными языками. В будущем при изменении управленческой структуры станут учитывать особенности туриндустрии каждого региона. Предполагается, что там будет минимум один работник, отвечающий за туризм. А функции Департамента по туризму расширят, усилят специалистами с экономическим и юридическим образованием. 

Изменения коснутся и Нац­агентства по туризму. Во-первых, планируется нарастить штат, чтобы результативно работать на внутреннем рынке и на въезд. Во-вторых, в регионах появятся филиалы в областных центрах и городах, где проживает свыше 100 тысяч человек. Специалисты будут владеть полной информацией о состоянии туризма в регионах благодаря обновленной системе сбора данных, отвечать за его развитие, анализировать ситуацию на мировых рынках, продвигать страну и выбранный бренд за границей. Целевыми рынками видятся страны СНГ, Китай, страны Евросоюза, США, Япония и Австралия. Рассказывать о Беларуси станут как и о стране, входящей в различные интеграционные союзы, чтобы увеличить интерес туристов, которые любят сразу посетить несколько стран. 

Планируется, что через 15 лет каждый пятый белорус будет активно путешествовать по стране.

При этом финансирование отрасли должно улучшиться. 

— Для сравнения: на весь период действия Госпрограммы «Беларусь гостеприимная» на эту пятилетку запланировано 13,6 миллиона рублей, или примерно 5,5 миллиона долларов. Отмечу, что эта сумма расходуется на все мероприятия госпрограммы, а не конкретно на маркетинг, — акцентирует Ирина Воронович. 

В то же время опыт показал: продвижение за рубежом стоит дорого. Например, покрутить ролик на ведущих каналах — минимум 30 000 долларов. Заинтересованные в развитии туризма страны тратят не менее двух процентов госбюджета на маркетинг. К слову, в Польше — 7,4 миллиона евро, в Словении — 27, из них на продвижение в соцсетях — 3, Азербайджан — около 15. 

К 2035 году средний чек иностранного туриста вырастет до 300 долларов — инфраструктура отрасли должна хорошо подтянуться.

Бонусы для своих

Большое внимание уделено в новой программе и внутреннему туризму. Так, сегодня преобладают индивидуальные путешественники 30—45 лет, рассказывает собеседница: 

— Под влиянием пандемии они интересуются недорогими и безопасными поездками небольшой группой и ожидают сервис высокого уровня. В топе также активный отдых выходного дня, например сплавы на байдарках, отдых в агроусадьбах, укрепление здоровья. Над программой в несезон предстоит хорошенько поработать. Прививать тягу к путешествиям по родине будут через интеграцию турмаршрутов в школьную программу и субсидирование для взрослых. 

В действующие турмаршруты включено почти 1,5 тысячи памятников архитектуры.

Мировой опыт показывает, что вариантов много. В ЮНВТО озвучили интересные примеры. Так, Малайзия недавно выделила ваучеры на скидки для внутреннего туризма на 113 миллионов долларов и льготы по подоходному налогу до 227 долларов с населения на туррасходы. Коста-Рика перенесла все праздники с воскресенья на понедельник, чтобы продлить выходные. Таиланд субсидирует пять миллионов ночей проживания в отелях из расчета 40 процентов от обычной стоимости номера, если поездка длится до пяти дней. В России идет второй этап продаж туров по стране с возвратом части денег. Чем больше стоимость путевки, тем больше кешбэк. 

В результате через 15 лет число внутренних туристов вырастет вдвое и составит два миллиона человек. При этом их поездки растянутся минимум на несколько дней: число гостей-соотечественников в гостиницах, санаториях и агроусадьбах должно увеличиться в два с лишним раза, до 3,5 миллиона человек. Причем на периферии заработает сеть современных гостиниц эконом-класса, чтобы принять и белорусов, и тургруппы из-за рубежа. В наращивании въездного и внутреннего туризма поможет создание одноименного экстерриториального парка за счет внебюджета. 


— В числе приоритетных направлений сферы гостеприимства — агротуризм, активный, гастрономический с созданием турпродукта, деловой, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, медицинский, ностальгический, охотничий, экологический, событийный и промышленный туризм. К слову, свыше 120 предприятий страны уже принимают экскурсии. Отдельное значение уделяется развитию караванинга (путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах) — в период пандемии этот способ передвижения набирает обороты, — озвучивает тренды представитель Минспорта. 

Если пандемия затянется, реализация основных показателей стратегии в 2025 году может составить половину или чуть больше от заявленного. В частности, через пять лет экспорт туруслуг может насчитывать полмиллиона долларов. Разумеется, если будут закрыты границы, о туристах речи не пойдет. Впрочем, ЮНВТО ожидает восстановления международного туризма не ранее третьего квартала следующего года. Причем не исключают, что это случится только в 2022-м. 


— Сегодня мы видим, что экспорт туруслуг составляет около 40 процентов к уровню прошлого года. Это, конечно, очень мало, и год еще не закончен, — озвучивает промежуточные итоги Ирина Воронович. — Объективности ради стоит отметить, что такой прогноз коррелируется с недавним прогнозом Всемирной туристской организации. Там посчитали: за январь — август международный туризм упал на 70 процентов. Что привело к потере 730 миллиардов долларов — в восемь с лишним раз больше убытков от глобального экономического кризиса 2009 года.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Оксана БИЧУН, председатель совета Республиканского союза туристических организаций: 

— Проект стратегии существенно переработан после первого обсуждения на межведомственном экспертном совете по туризму при Правительстве. В документ вошло несколько предложений от бизнес-сообществ, частично внесены предложения по восстановлению отрасли в долгосрочной перспективе, отражены последствия пандемии и их влияние на развитие белорусского туризма. 

Вместе с тем, несмотря на то что стратегия предполагает перспективность, глобальность, в ней много внимания уделено локальным административным вопросам. Например, комплектованию кадров Министерства спорта и туризма и его структурных подразделений, эффективности управления отраслью, вопросам упорядочения данной сферы. При этом до 2035 года однозначно определен регулятор в лице Минспорта и туризма. Хотя туризм является и будет выступать драйвером экономики, возможно, его стоило бы рассматривать отдельной отраслью.

Приводимые в стратегии в качестве примеров развития отрасли отдельные виды туризма не имеют оценки точных объемов инвестиций. Хотя, судя по предложениям, они могут составлять миллиарды долларов. Также пока не озвучено конкретное видение — сценарий достижения определенных показателей во въездном и внутреннем туризме. Каким путем пойдет белорусский туризм — через развитие организованного туризма или неорганизованного? Это все же разные модели. 

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter