Новые российские листы нетрудоспособности вызывают головную боль у пациентов, врачей и работодателей

Находиться автору публикации в гуще описываемых событий, с одной стороны, очень даже неплохо: все испытал на себе. С другой стороны, эмоции так захлестывают, что порой трудно удержаться от нелицеприятных слов в адрес власть предержащих.

Находиться автору публикации в гуще описываемых событий, с одной стороны, очень даже неплохо: все испытал на себе. С другой стороны, эмоции так захлестывают, что порой трудно удержаться от нелицеприятных слов в адрес власть предержащих.

Итак, автору этих строк, проживающему в небольшом поселке недалеко от Москвы, без малого два месяца назад была успешно проведена ортопедическая операция в прекрасном медицинском учреждении под названием Лечебно-реабилитационный центр Росздрава. По выписке из Центра мне был, как и положено, выдан больничный лист. Вызванный на дом через пару дней после выписки участковый врач местной поселковой поликлиники больничный мне продлила. Еще через неделю на такси и костылях я добрался до поликлиники, чтобы хирург еще раз продлил мне больничный. Вот тут-то все и началось и, боюсь, не скоро кончится. Выяснилось, что участковый врач ошиблась и в больничном листе вместо «07 месяца» написала «08». При огромной нагрузке этой категории медработников сие простительно, да и эка беда – исправил, поставил лишнюю подпись и печать – мол, «исправленному верить» и дело с концом. Но не тут-то было… С 1 июля российское Минздравсоцразвития ввело усовершенствованные бланки больничных листов (официальное название – «листок нетрудоспособности»). По новым требованиям лист заполняется только гелиевой черной ручкой и печатными буквами. Не допускается никаких помарок, неточностей. В графе «название организации» (в которой работает пациент) только 29 ячеек, и сюда должно поместиться все название. Получилось, что мой больничный, выписанный в Центре, где я оперировался, испортила (неумышленно, конечно) участковый врач, исправлять ничего нельзя, и мне было предложено отправиться в Центр выписывать заново листок нетрудоспособности.

Дозвонился до Центра, где меня успокоили: «Не волнуйтесь, приезжайте, вы у нас далеко не первый…»  До Центра из моего Подмосковья своим ходом добраться на костылях, с которыми нельзя расставаться два месяца после операции, физически невозможно. Такси туда и обратно обойдется в 5,5–6 тысяч рублей. Друзья и родственники – работают, а как сейчас отпрашиваться на работе, наверное, всем известно… Нашел, конечно, того, кто съездил, – до сих пор неудобно, человек потерял фактически весь день: врач, чья подпись была обязательна на больничном, проводил сложную операцию и пришлось ждать несколько часов.  

Через неделю я с тревогой выхожу на работу. Дело в том, что в интернете нашел некое пособие для работодателей, где предлагается «…разобраться, как проверить больничный и как его заполнить работодателю»: «Получив от работника больничный лист, необходимо проверить ту часть бланка, которую заполняет врач. Вопросы, на которые следует обратить внимание, приведены в таблице № 1. В случае обнаружения ошибок больничный лист возвращается работнику для замены его медицинской организацией на новый. В противном случае у вас возникнут проблемы с возмещением пособия». Внимательно изучил многостраничную вышеупомянутую таблицу № 1 и впал в ступор: правильно заполнить листок нетрудоспособности, конечно, можно, но сложно.

Читаю на сайте murman.rfn.ru: «Одна из основных проблем – внесение данных о предприятии. Нередко сами пациенты не знают, как правильно пишется название их организации. По этой причине только в четвертой мурманской поликлинике забракованы почти 80 процентов испорченных больничных листов. За два месяца в учреждении таких набралось почти полторы сотни, хотя за весь прошлый год в утиль направлены всего около 80 бланков». А вот крик души и.о. завполиклиники № 3 города Асбест Ирины Буториной: «…А теперь – заехал за поля, не уместилось название организации в 29 клетках – и все, лист на выброс! Случалось, один больничный по три раза переписывали! В среднем наша поликлиника по 100 больничных в день оформляет. Раньше было три-четыре испорченных в месяц, а теперь – 440».

Масса проблем теперь возникает у людей, которые умудрились заболеть в отпуске. Они привозят больничные, выданные по месту отдыха, а врачи в местных поликлиниках или работодатели обнаруживают в них ошибки… Что делать? Возвращаться, к примеру, в Анапу из Хабаровска? Воспользоваться услугами почты? Минздравсоцразвития подобных проблем, похоже, не предусмотрело – спешило очень. И медиков, и работодателей удивили и обеспокоили сроки, в которые предстояло перейти от старых больничных к новым: 29 июня 2011 года вышло постановление Минздравсоцразвития РФ, а с 1 июля уже приступили к выдаче листков нового образца. Хотя были здравомыслящие предложения обкатать данное новшество в одном-двух регионах.

Поликлиники ждут установки специальных компьютерных программ (да и самих компьютеров не хватает), тогда оформление бюллетеней заметно упростится. Медики сетуют, что надо было Минздравсоцразвития собрать данные, а достаточно ли в наших медицинских учреждениях этих самых компьютеров, на которые так рассчитывали разработчики? По планам Минздравсоцразвития обработка листков нетрудоспособности и их оплата должны будут производиться в Фонде социального страхования (ФСС), а не в бухгалтериях предприятий. Причем «читать» документ будет не человек, а специальный сканер. Пока такую технику нигде не установили. Зато по всей стране врачи переписывают «больничные» по несколько раз, а больные выстаивают очереди в поликлиниках снова и снова. Соответственно выплаты больничных и декретных денег задерживаются. 

Работодателей также ожидают «веселые деньки». Листки нетрудоспособности, принятые к оплате на предприятии, будут в обязательном порядке проверены ФСС. Нетрудно предположить, что будут найдены не замеченные работодателем ошибки. И что получится – деньги по больничному выплачены, но выяснится, что он оформлен неправильно, то есть недействителен?  

Антон АЛЕКСАНДРОВ

P.S. Внутренне я уже готов к тому, что кадровик или главбух пошлют меня не по своей воле, а токмо волею присланных Минздравсоцразвития инструкций обратно переписывать листки нетрудоспособности (болел долго, поэтому их будет несколько – вероятность ошибки возрастает).  Но нет худа без добра – врач сказал, что к этому времени мне нужно будет побольше ходить – разрабатывать оперированное колено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter