Когда между службами одной вертикали нет взаимопонимания, порядка не ждите

Новые песни старых труб

Когда между службами одной вертикали нет взаимопонимания, порядка не ждите...

Сегодня жильцы дома № 2 по улице Богдана Хмельницкого в Минске, ставшие свидетелями мытарств своей соседки–пенсионерки Ларисы Альбертовны, сочувственно недоумевают: «А если и с нами, не дай бог, такое случится — что делать? Кому звонить? Куда бежать? Как спасаться?» Такими же вопросами вполне может задаться каждый из нас. Ведь журналистское расследование «СБ» по горячим следам показало: ступеньки ЖКХ порой теряют друг с другом всякую связь. В результате каждый остается при своей правоте, а жилец — с ворохом проблем...

 


Спасайте, кто может


Из-за порыва трубы Ларису Альбертовну затопило около 22.00. Соседей сверху дома не оказалось. Суббота. Но все знают: диспетчерская городской аварийной службы работает круглосуточно и без выходных. Только в трубке хозяйка квартиры слышала лишь длинные гудки. Прошло 20 минут, 30... Вода тем временем уже бежала по стенам и потолку в ванной, на кухне откровенно лил дождь. Забегали с тазиками и соседи снизу. Лариса Альбертовна принялась звонить в МЧС. Ответ: «Звоните в аварийную, это не наша работа». Но адрес спасатели все же записали, дали еще один номер и пообещали, что тоже будут названивать. Та же позиция была и у диспетчера ЖРЭО Советского района. Уже в отчаянии пенсионерка набрала телефон дежурной службы РУВД Советского района. В трубке удивились: «А мы–то чем поможем?» — но группу реагирования все же направили. Стрелка часов уже приближалась к 23.30. И вдруг на пороге — долгожданные сотрудники УП «Городская аварийная служба»: «Есть ключи от подвала?» Но откуда же они у жильцов?


Вслед за «аварийщиками» приехала милиция. Жильцы стали просить взломать дверь злосчастной квартиры, откуда «шла течь». Опергруппа делать этого не имела права. Зато раздобыла номера мобильных телефонов хозяев. Все напрасно — они находились в командировке...


По словам Ларисы Альбертовны, холодную воду в стояке «аварийщики» перекрыли около 2 часов ночи. Сколько именно воды за 4 часа вылилось на землю впустую, прикинуть несложно: только за одну минуту из обычного крана, открытого на полную мощность, вытекает ведро! А тут целый поток...


Ремонт до востребования


Весь следующий день мама с дочкой сушили, проветривали квартиру. Да толку — за окном сырой и холодный декабрь... В понедельник пришел мастер из ЖЭС № 25, составил «Акт обследования по факту залития» и констатировал: «В прорыве старой трубы полностью виновен ЖЭС. Мы вас и будем ремонтировать...» К обеду трубу заварили и дали холодную воду. Время забыть обо всем как о страшном сне? Но где гарантия, что ситуация не повторится? К слову, сантехник с участка Владимир Ефимов подтвердил корреспонденту «СБ», что трубы водопровода по всему дому совершенно гнилые.


Такой дом в районе далеко не один. И какой выход? Начальник управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Эдмунд Гришкевич считает, что собственникам квартир следовало бы увеличить размер отчислений на капремонт:


— Сегодня они погашают необходимые затраты не более чем на 30 процентов. Не лучшим образом на ситуации отражается и своеобразный менталитет граждан, когда желание сделать лучше не выходит за пределы собственной квартиры. Прибавьте сюда сдерживание и уравнивание тарифов, где и капремонт, и техобслуживание оцениваются всего по 500 рублей за метр. Реальные цифры совсем другие. Об объективной потребности в обновлении жилищного фонда страны красноречиво говорят задачи, поставленные Программой развития ЖКХ в Беларуси до 2015 года: к этому сроку объем ежегодного капремонта должен приблизиться к 3 млн. квадратных метров. В прошлом году удалось обновить около 1,4 млн., в этом — выходим приблизительно на 2 млн... Наиболее проблемный регион — Минск.


Секунды превращаются в часы


Впрочем, дело не только в сроках ремонта, а еще и в самом сюжете, по которому развивались события. Выходит, до «аварийки» можно и не дозвониться. А дозвонившись, быть поставленным перед фактом: «Предоставьте ключи!» Более того, по словам директора УП «Городская аварийная служба» Виктора Королькова, его сотрудники, не получив доступ в подвал, имели полное право... развернуться и уехать!


— У нас в день по сотне звонков от граждан, которым нужна помощь, — замечает Виктор Степанович. — Бригады носятся по всему городу, работают на износ. И опыта им не занимать. Нам самим дорога каждая минута. А что до жалобщиков — так и их море: всем–то не угодишь!


Поднимаем отчет выбывавшей на улицу Хмельницкого бригады и видим:  профессионалам потребовалось 3 часа 45 минут, чтобы перекрыть воду в доме. Это много? Мало? И еще: почему столько времени Лариса Альбертовна не могла дозвониться? Виктор Степанович говорит, что в УП «Городская аварийная служба» имеется целых три номера телефона — 292–60–71, 292–22–13, 292–25–68, работают они круглосуточно. Но со всеми аппаратами работает только одна диспетчер. Отвечать на все звонки ей невозможно по определению и не дай бог что–то напутать в двухмиллионном городе, где почти каждую секунду какая–то из систем дает сбой.


Чем больше я углублялась в дебри случившегося, тем больше, образно говоря, Петр кивал на Ивана, а Иван на Петра. В общем, с каждой минутой расследования путаницы возникало все больше, а сомнений все меньше: когда между службами одной вертикали нет взаимопонимания, порядка не ждите. Случись авария — концов не сыщешь. Ларисе Альбертовне только и остается, что глубоко вздохнуть и ждать у моря погоды. В соответствии с правилами дефектный акт по ее квартире будет составлен только спустя 20 дней со дня происшествия. Как скоро ущерб будет восстановлен? Точно ответить коммунальники затрудняются: «У нас жильцы и год, и полтора, бывает, ждут...»


Советская Белоруссия №242 (24379). Вторник, 24 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter