Муха: в первую очередь необходимо сконцентрировать усилия и ресурсы на стратегических направлениях

Новая грань импортозамещения


Стратегия импортозамещения для Беларуси не нова. В той или иной конфигурации заменой «чужого» «своим» занимаемся уже почти три десятилетия. Несомненно, очень ценный опыт. Правда, в последнее время приоритеты несколько изменились. Если раньше импортозамещение являлось в большей степени экономической стратегией с соответствующими целями и задачами — создание новых рабочих мест, улучшение внешнеторгового сальдо, привлечение инвестиций и технологий в страну, расширение налогооблагаемой базы, то сегодня акцент сместился в сторону повышения уровня обеспечения национальной безопасности. Поэтому говорим уже не о замещении импорта, а о независимости от него. Смена курса требует и новых стратегий, подходов, векторов концентрации усилий и ресурсов. Об этом поговорили с директором Института экономики Национальной академии наук Денисом Мухой. 

Исходя из новой конфигурации

Уходить в полную автаркию убийственно для экономики. И даже теоретически нереально: для этого не хватит ни материальных, ни человеческих ресурсов. Даже в условиях стремительной деглобализации белорусская экономика обречена на открытость. Но взаимодействие с внешним миром однозначно будет протекать совершенно по другой конфигурации. И если раньше для подавляющего количества отраслей ключевым приоритетом являлась экономическая эффективность, то сегодня на первый план выходят вопросы безопасности и устойчивости. Правда, они должны достигаться наиболее эффективными инструментами из возможных и доступных. 

Из-за стремительной трансформации политической архитектуры в мире, деградации международных отношений и торговли вопрос импортонезависимости (как и в целом суверенитета) принципиально стал ребром. Задача очевидная и понятная. Теперь ребус с тремя звездочками: на каких конкретных направлениях концентрировать силы, средства, ресурсы? И по каким векторам двигаться в приоритетном направлении? До недавнего времени в каждой стране присутствовало достаточно много импорта в различных ипостасях. И с различным коэффициентом влияния и на экономику, и на благосостояние людей. Выделяли (и в Беларуси) критический импорт — товары, которые не выпускаются и не могут производиться в Беларуси. Например, к таковым относились бананы, цитрусовые… Подозреваю, что теперь надо на вещи посмотреть под другим углом. Наши предки тысячелетиями как-то обходились без лимонов и апельсинов. И не вымерли. Плохо становилось, когда не получалось свой родной хлебушек вырастить. Словом, «критичность» любого товара — категория относительная. И зависит она от разных условий, в том числе и внешней среды. 

— Для независимости нужно в первую очередь производить товары, необходимые для удовлетворения ключевых, базовых повседневных потребностей, — объясняет Денис Муха. — Основные продукты питания, медикаменты, одежду, строительные материалы, продукцию для транспортной и коммуникационной инфраструктуры. И обеспечить стабильность производства этой продукции за счет собственных технологий, оборудования, научных разработок. Там, где это возможно, обеспечить производство полного цикла: от разработки технологии, научного сопровождения до выпуска средств производства и конечной продукции для потребления. 

По правилам риск-ориентированности

Специалист отмечает: всегда был и остается вопрос экономической целесообразности выпуска тех или иных аналогов импортных товаров. Стандартная дискуссия: что выгоднее — вкладывать в свое производство или купить за рубежом? Если нас отрезали от западных рынков, то есть дружественные страны. Современная ситуация заставляет вырабатывать новые принципы подхода и оценки этой самой целесообразности. И оценивать не только экономику, но и риски. И санкционный — далеко не единственный из них. Тренировочной проверкой на прочность была пандемия. Она-то и показала, что есть по своей сути грошовые изделия, из-за отсутствия которых могут пробуксовывать огромные предприятия или даже целые отрасли. Причем в себестоимости конечной продукции доля этих комплектующих может быть ничтожной, находиться в пределах статистической погрешности. Отсюда вопрос: выгодно ли производить дорогое, но свое? Да, дороже. Но купирует значительные экономические и другие риски при остановке или затруднении поставок. С другой стороны, более высокая себестоимость должна быть обоснована объективными данными. Статус отечественной продукции не должен становиться «защитным» от дороговизны. Стремление к устойчивости и безопасности не повод для игнорирования снижения издержек, технологического развития производства для снижения себестоимости.

— Необходимо оценивать эффект от импорта и его замещения как на микроуровне — отдельных предприятий, так и страны в целом, — убежден Денис Муха. — Приобретение у зарубежных поставщиков некоторых видов сырья и комплектующих для отдельных производителей может быть рационально с точки зрения их экономики. Но на уровне государства такая зависимость может нести в себе определенные риски. И необходимо выработать механизмы уравновешивания интересов на разных уровнях через перераспределение ресурсов в рамках национальной экономики. Но при этом акцент делать на фундаментальном развитии собственного производства. Безусловно, необходимо поддерживать собственных производителей, если их деятельность способствует обеспечению экономической безопасности государства. Президент неоднократно говорил на совещаниях: ресурсы ограничены, и их необходимо расходовать разумно и эффективно.

Новые критерии эффективности

Несомненно, придется проводить ревизию критериев эффективности исходя из сочетания внешних и внутренних факторов, в том числе из компетенций и наработок, которые есть в стране. Денис Муха отмечает: когда на внешнем контуре сложились неблагоприятные обстоятельства, оказалось, что по ряду направлений в стране есть значительный потенциал — от сельского хозяйства и производства продовольствия до высоких технологий. Конечно, им и раньше уделяли внимание. Однако сейчас активно проявляется не только государственный, но и рыночный интерес. И к новым сортам сельскохозяйственных культур отечественной селекции, и к наработкам в области производства кормовых добавок. Оказалось, что у нас есть разработки по многим перспективным направлениям в области микроэлектроники. И достаточно широкий спектр критически важных для промышленности и безопасности изделий мы можем производить собственными силами. Например, в систему НАН Беларуси входит ОАО «Минский НИИ радиоматериалов». Сейчас оно переживает второе рождение, активно развивается. В конце 2022-го здесь открыли новую лабораторию по разработке и выпуску электронных компонентов для микроэлектроники с производственным потенциалом около миллиона долларов в год. С точки зрения макроэкономики небольшие цифры. Но таких направлений открылось множество. И они могут стать одним из двигателей развития белорусской экономики. 

Другой вопрос, что сегодня необходимо оперативно выработать приоритеты, новые стратегические подходы, критерии оценки эффективности тех или иных проектов. Перевести их с импортозамещения на импортонезависимость. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter