ХДС – все? Почему правящая почти 16 лет партия рискует проиграть выборы в бундестаг

Новая эпоха немецкой политики

В Германии 26 сентября пройдут парламентские выборы. По их итогам сформируют состав бундестага, а позже выберут и канцлера. С 2005-го это мероприятие для ФРГ заканчивалось неизменно: победа на выборах ХДС/ХСС и Ангела Меркель у руля правительства.


За кандидатуру главы правительства (канцлера) в Германии голосуют парламентарии. Их перед этим избирают по мажоритарной и пропорциональной системам (50/50). Такие выборы и состоятся 26 сентября.

В течение почти 16 лет в Германии главенствует блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз Германии и Христианско-социальный союз Баварии). В парламенте последнего созыва он объединился во фракцию с СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). Вместе они занимают 398 депутатских мест из 709. 
Однако уже скоро расклад может оказаться совсем не в пользу правящего блока. Как пишет Euronews, в конце августа СДПГ впервые за 15 лет в опросах опередила ХДС/ХСС.  

Кто выдвигается на роль нового канцлера?


Основных кандидатов трое: Армин Лашет (ХДС/ХСС), Олаф Шольц (СДПГ) и Анналена Бербок («Зеленые»). У кого из них больше шансов на победу – вопрос спорный, но соцопросы говорят о преимуществе Шольца. Например, после второго раунда теледебатов социал-демократ заручился поддержкой 41% респондентов (опрос телеканала ARD). Лашет и Бербок получили 27 и 25 процентов соответственно. Голосовать за канцлера, естественно, будут не избиратели, а парламентарии. Однако высокий процент народной поддержки конвертируется в сильную позицию партии при формировании парламентской коалиции.

Если оценивать рейтинги не отдельных политиков, а их партий, можно понять, что разрыв не так уж и велик. Инфографика Deutsche Welle показывает, как бы голосовали немцы, пройди выборы 19 сентября. По данным издания, 25% избирателей поддержали бы СДПГ, 20% – ХДС/ХСС, 16% – «Зеленых». Интересно, что еще весной последние удерживали лидерство, но популярность оказалась краткосрочной.

Инфографика: Deutsche Welle

Конечные цифры, разумеется, могут отличаться от увиденного в опросах. Есть и причина – в воскресенье состоятся третьи теледебаты кандидатов, которые станут для них решающими. Впрочем, аналитики предполагают, что у представителя социал-демократов вновь получится выйти победителем в дискуссии.

Как у Шольца получилось вырваться вперед?

Это было удачное переплетение многих факторов. 

Олаф Шольц

В первую очередь заблаговременно начатая предвыборная кампания. СДПГ первой объявила своего кандидата в канцлеры, уделила много времени разработке стратегии по его продвижению и активно занялась рекламой. Главного конкурента социал-демократов – ХДС/ХСС – занимали другие вопросы: внутрипартийные выборы и разрозненность мнений в блоке (Лашета в качестве главы видеть хотели далеко не все). 

Свою роль сыграли имиджевые ошибки конкурентов. Бербок раскритиковали за неполный отчет о доходах, неточности в биографии и плагиат в книге. Для Лашета же критическим стал инцидент, произошедший во время его визита в район наводнения на западе Германии, жертвами которого стали десятки людей. Когда президент ФРГ выражал соболезнования пострадавшим, Лашет смеялся о чем-то со своими спутниками. Камеры засняли этот момент, и на лидера правящего блока обрушился шквал критики. Ему пришлось извиняться, но рейтинг это не спасло.

Армин Лашет

Важная часть успеха Шольца скрывается в его образе. Кандидата от СДПГ в шутку прозвали «Шольцоматом», намекая на его сухую и «механическую» политику. Однако в контексте событий перед выборами (коронавирус, восстановление экономики, уход Меркель, наводнение) предсказуемый курс кажется немцам довольно-таки привлекательным. Кроме того, Шольц позиционирует себя как последователя Меркель, несмотря на то, что данную позицию ему приходится разделять с Лашетом. Социал-демократ демонстрирует себя опытным и надежным руководителем, использует фирменные жесты и фразы Меркель. Да и предлагаемая им программа не слишком отличается от действующей.

Вопрос коалиций: с кем будут объединяться социал-демократы?

Чтобы стать канцлером, Шольцу нужно абсолютное большинство голосов депутатов. Понятно, что в одиночку СДПГ его получить не сможет (прогнозируемые 25% – слишком мало). Значит, возникнет потребность в устойчивой коалиции. Тут два варианта.


1. Классический. СДПГ объединится с ХДС/ХСС. Чтобы помочь добрать необходимое количество мест для формирования большинства, к фракции может присоединиться небольшая партия. Например, Свободно-демократическая партия Германии (СвДП) или «Зеленые». В таком случае у Шольца есть шансы стать канцлером, но возникает вопрос, как СДПГ и ХДС/ХСС будут делить между собой власть. Есть риск, что партия канцлера останется в тени.

2. Светофор – так называют эту коалицию по цветам партий в ней. СДПГ (красные), СвДП (желтые) и «Зеленые». Этот расклад более выгоден для социал-демократов, так как: а) делает их главного соперника оппозицией и лишает его шанса перетянуть на себя внимание; б) дает больше власти внутри коалиции. Но вот будет ли такой вариант реальным – вопрос на засыпку. Если оценивать данные последних соцопросов, шансы есть, но впритык. Так что эта интрига наверняка будет держаться до последнего.

Иначе говоря, ни у одной из немецких партий сейчас нет значительного преимущества, а значит, и предсказать итог выборов в Германии сложно. Однако СДПГ сейчас сильнее, чем за все последние 16 лет, и ХДС/ХСС вполне может им уступить. Во многом это заслуга политики кандидата социал-демократов Олафа Шольца, который умело использовал свой политический образ, сыграл на ошибках конкурентов и выразил намерение стать преемником Меркель во всех смыслах. Правда, победа СДПГ не гарантирует партии выгодную позицию в парламенте, а Шольцу – кресло канцлера. После голосования начнутся переговоры по формированию коалиции, значительную роль в которых сыграют успех или поражение более мелких партий. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter