Новации в интересах избирателей

Рассмотрен проект закона об изменениях выборного процесса

На очередном заседании третьей сессии Совета Республики в числе других законопроектов рассмотрены поправки в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов».

Законопроект, направленный на совершенствование норм Избирательного кодекса, а также законов, определяющих процесс волеизъявления, прокомментировал член Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Юрий Алексей.

По оценке Юрия Марьяновича, практика показывает: выборы в один тур намного эффективнее — несут меньше всего затрат и позволяют с первого раза определить тех, кто достоин стать депутатом. По опыту 2012 года, выборы в один тур себя оправдывают, поэтому мы намерены поддержать такую поправку. Может, отдельные нюансы могут быть и спорными, но в целом предложение себя оправдывает: за кого больше голосов отдали избиратели, тот и победитель.

Кандидатам будет предоставлено право формирования своего избирательного фонда, к примеру, кандидат в Президенты Республики Беларусь может формировать свой избирательный фонд с момента регистрации инициативной группы. После чего на законных основаниях, причем прозрачно, за счет средств фонда можно приобретать канцелярские товары, оплачивать транспортные расходы, а также работу людей, которые собирают за него подписи. Представьте, во время выборов Президента собрать огромное количество подписей и не потратить денег на переезды из региона в регион просто нереально. Вполне справедливо, что формировать такой фонд будет разрешено самому кандидату. Это позволит сделать финансирование избирательных кампаний более совершенным. В частности, предусмотрено увеличение предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в Президенты Республики Беларусь с трех до девяти тысяч базовых величин. Для кандидатов в депутаты областного, Минского горсовета депутатов предельная сумма всех расходов из избирательного фонда не может превышать 30 базовых величин, а в депутаты районного городского, поселкового, сельского Совета депутатов — 10 базовых величин.

Логично, что местным Советам также будет предоставлена возможность формирования своего фонда — кандидаты в депутаты этого уровня тоже получают возможность финансировать свои выборы. Мы также рассматриваем поправку, чтобы больше не финансировать из республиканского бюджета агитационные печатные материалы кандидатов в Президенты Республики Беларусь, а также депутатского корпуса. Эти деньги будут направлены в избирательные комиссии, которые изготовят рекламную и агитационную информацию о личности каждого из кандидатов и направят ее избирателям.

Бывает так, что кандидаты в депутаты просто не успевают напечатать такую информацию, а человек приходит на избирательный участок и впервые видит фамилию кандидата. Поэтому мы предоставим комиссиям возможность взять на себя решение подобного рода организационных вопросов. Конечно же, им будут предоставлены страницы наших печатных СМИ, где они могут подробно рассказать о своих программах, будут сохранены теледебаты, а также предоставлены места для агитации и встреч с населением. В частности, речь идет о сельских клубах и актовых залах школ и предприятий, которые будут предоставлены бесплатно, чтобы граждане имели возможность получить максимум необходимой информации.

Запрет бойкота выборов или призывов к их срыву, считает Юрий Алексей, правильная инновация: не следует нарушать закон и будоражить людей, каждый из нас обязан проголосовать, исполнив тем самым свой гражданский долг. Запрещено также привлекать для бойкота выборов или их срыва средства массовой информации. Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, а также в депутаты обязаны указать в биографических данных сведения о ранее имевшейся судимости, а избирательные комиссии — информировать об этом избирателей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter