«Nota Bene»: обратите внимание!

Программе «Nota Bene» Первого телеканала исполнилось пять лет

Человек, знающий свои права, чувствует себя более уверенно

Программе «Nota Bene» Первого телеканала исполнилось пять лет. Это и стало поводом для встречи с ее автором и ведущей Ольгой ШУМАНСКОЙ.

— Средний срок жизни телевизионного проекта два-три года. Вашей программе исполнилось пять лет, можно сказать, возраст пенсионный. В чем секрет успеха «Nota Bene»?

— Не отправляйте нас на пенсию. Рано еще. Мы только в первый класс готовимся идти. Хотя за пять лет мы действительно немало полезного сделали для телезрителей. Подсчитали, что за эти годы подняли около тысячи тем. И это не предел. Планируем расширяться. Не исключено, что два-три раза в неделю в утреннем эфире будут пятиминутные включения. Плюс к этому, как и раньше, итоговый выпуск. К юбилею руководство канала сделало подарок: у нас появится собственная студия. О чем это говорит? Формат программы изменится. Задача останется прежней – переложить сложную юридическую информацию на понятный каждому язык и донести ее до зрителей. Но с появлением студии наши возможности расширятся. Мы планируем приглашать гостей. За пять лет у нас образовалась двадцатка специалистов, к которым мы чаще всего обращаемся. Это адвокаты, руководство ГАИ, представители министерств… Их мы и будем приглашать в студию. Планируем обсуждать какие-то громкие темы, нашумевшие в последнее время. Как и раньше, будут сюжеты, полюбившиеся рубрики. Словом, сохраним все лучшее.

— Кстати, о рубриках. Не так давно вы заговорили «Устами младенцев». Неужели десятилетние девчонки и мальчишки интересуются правовыми вопросами?

— Эта рубрика — моя идея. Но мы некоторое время сомневались, стоит ли ее делать. Все-таки передача была ориентирована на более взрослого зрителя. Сперва думали, что эту рубрику станут смотреть только дети, которые в ней задают вопросы, и их родители. И мы приятно ошиблись. Поначалу действительно ездили по школам, искали детей. Но теперь такой необходимости нет. Нам звонят родители, директора школ с просьбой, чтобы мы выслушали их детей. Оказалось, что новое поколение начинает интересоваться своими правами очень рано, лет с десяти. И это радует. Ведь я в таком возрасте играла в куколки, и меня абсолютно не волновали «взрослые» темы. Тогда это было нормальным явлением. Сейчас другое время. И дети действительно должны узнавать о своих правах как можно раньше.

— Вы сказали, что за пять лет вы подняли около тысячи тем. Это очень много. Так программа может очень скоро себя изжить. Есть риск начать повторяться…

— Мы тоже раньше так думали. У нас периодически случаются переломные моменты, когда задумываемся о целесообразности своего дальнейшего существования. Но нам «помогают» наши коллеги с других телеканалов. Ведь аналогов «Nota Bene» в Беларуси нет. Почему дремлют конкуренты? Правовая тематика – одна из самых рейтинговых. Как оказалось, такими вопросами люди интересуются от мала до велика. Но с другой стороны, правовая тематика – очень сложная. Кроме того, это всегда большая ответственность. Ведь наше дело – доступным языком пересказать сложную юридическую терминологию, которой обычно сыплют специалисты. Конечно, можно оставить в эфире слова юристов, которые всегда ссылаются на какие-то пункты законов, решений, постановлений. Но такую передачу никто смотреть не будет, так как ничего из нее не поймет. Мы же, сделав перевод на всем понятный язык, отвечаем за каждое свое слово. Ведь объяснив что-то не так, можем сбить человека с пути. А у нас другая цель – помочь человеку. Мы, когда только начинали делать программу, столкнулись с тем, что многие люди толком не знают, например, кто такие истец, ответчик, кредитор и т.д. Они множество раз слышали эти слова, но никто не объяснял их смысл. Мы для этого и существуем.

Темы никогда не закончатся. Жизнь сама нам их подбрасывает. Тот же Трудовой кодекс – неисчерпаемая кладезь тем. Устройство на работу, испытательный срок, увольнение, прогулы, отгулы и т.д. К тому же нам всегда помогают законодатели. Они никогда не оставят нас без работы: постоянно появляются новые законы, постановления, изменения, дополнения. Бывает, что несколько месяцев назад мы делали сюжет на эту тему, но вдруг появляются какие-то новые нюансы, и мы опять за нее беремся. К примеру, тот же порядок выезда за границу, оформление паспортов…

— А случаи из собственной жизни показываете? Юридическая подкованность помогает?

— Раньше мне казалось, что меня везде пытаются обмануть, нарушают мои права. Это и есть одна из причин появления «Nona Bene». Сейчас, повзрослев, ко всему отношусь с улыбкой. Даже когда захожу в магазин, не замечаю там явных нарушений прав потребителей. Хотя они, конечно, есть.

— Книгу жалоб и предложений часто требуете?

— Не так давно мы дружной компанией оставили свои автографы в книге замечаний и предложений. Пошли делать флюорографию на платной основе. Собственно, кроме нас, в очереди никого не было. Но вдруг пришли сотрудники этой же поликлиники и внаглую стали прорываться в кабинет, мотивируя тем, что они имеют на это право, дескать, и соответствующий документ висит внизу. Никакого документа там не оказалось, и мы написали жалобу. Порадовало, что назавтра главврач поликлиники пригласил нас к себе и извинился за своих сотрудников. Но что интересно, оказалось, что на самом деле существует документ, по которому медработники имеют право проходить врачей без очереди. Правда, они могут это делать через одного человека, предварительно договорившись с людьми в очереди.

Забавных случаев в моей копилке достаточно. Совсем недавно в программе рассматривали вопрос, может ли кассир проверять твою сумку, когда ты выходишь из магазина. Буквально через несколько дней поехала в один из столичных гипермаркетов, и на выходе меня попросили раскрыть мою сумочку. Я, подкованная, естественно объяснила, что не обязана это делать. Девушка вызвала службу безопасности. Мужчина сразу меня узнал, согласился, что я не должна ничего им показывать. На том и разошлись. О чем я хочу сказать? Человек, знающий свои права, чувствует себя более уверенно. Так что смотрите нашу программу.

— А может ли телезритель обратиться к вам со своим вопросом?

— Нам постоянно пишут, звонят, приходят. Мы получаем минимум восемь звонков в день. Иногда идешь на работу, а в холле уже дежурит какая-нибудь женщина из Калинковичей с огромной стопкой бумаг. Но дело в том, что мы не юристы и не можем помочь в частном случае. Конечно, чисто по-человечески могу что-то посоветовать, сориентировать. Но мы не берем на себя ответственность заниматься каким-то частным случаем.

— Чаще слышите жалобы или благодарности?

— Тьфу-тьфу-тьфу, на нас никогда не жаловались. Чаще звонят с благодарностью.

— И, наверное, конфетки, чай-кофе, шампанское приносят…

— Люди постоянно пытаются нам что-то передать. Но мы же знаем, что такое взятка, поэтому всегда отказываемся. Нам достаточно «спасибо». Знаете, так получается, что мы вообще не пользуемся своим положением, связями. Конечно, помогаем родственникам, знакомым найти хорошего специалиста, решить тот или иной вопрос. А вот за себя просить как-то неловко. Но как оказалось, некоторые недобросовестные граждане иногда обращаются к нотариусам, юристам, представляясь сотрудниками «Nota Bene». Были и такие случаи.

— Пять лет пролетели незаметно. Как думаете, сколько еще может существовать эта программа?

— Любая телевизионная программа держится, пока горят ее создатели. За пять лет всякое бывало. Но нам интересно ее делать. Зрителя не обманешь: как только он заметит, что создатели программы опустили руки, сразу отвернется. У нас сейчас горят глаза, мы не думаем закрываться, собираемся совершенствоваться дальше.

На снимке: команда программы почти в полном составе — Татьяна ФУРАДЕЕВА, Александр АТРАШЕВСКИЙ, Ольга ШУМАНСКАЯ, Мария СМИРНОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter