Норки, в норки!

В деревне Озеры Гродненского района не стихают разговоры о массовом истреблении домашних кур...

В деревне Озеры Гродненского района не стихают разговоры о массовом истреблении домашних кур. Охоту за ними устроили не хитрые лисы и не коварные коршуны. Несушек уничтожают добрые с виду пушистые зверьки — норки.


На днях одна такая коричневая бестия прокралась в сарай пенсионера Владимира Герасимовича. Полакомившись вдоволь кровью десяти кур, ретировалась. Хозяин устроил на нее засаду с помощью специальной ловушки. Не спал всю ночь. Под утро хищница вернулась в курятник на «завтрак», там и угодила в металлическую клетку.


Когда я зашел во двор, норка продолжала сидеть в клетке. Владимир Герасимович со слезами на глазах складывал мертвых кур в картонный ящик, некоторые птицы еще трепыхались на земле. «Придется закапывать, — переживает старик. — Так было и в прошлом году, когда норка загрызла у нас сразу 14 кур. Купил потом новых, вырастил... И вот — опять потерял. Остались всего два петуха и две несушки. Не с чего даже внукам яичницу пожарить...»


В ту ночь не спала и соседка Валентина Василюк, не раз страдавшая от набегов норок. Только в минувшем году хозяйка недосчиталась 19 кур. На наш разговор подошли сельчане с других улиц поселка — Рабочей, Зеленой. Они тоже вооружились специальными ловушками. У одних норки заели кур, у других — гусей, уток, кроликов и даже котов.


Откуда же в деревне взялась маленькая, но злая хищница? Все жители Озер, с которыми беседовал, в один голос утверждали, что норки — из соседнего зверохозяйства, его забор расположен всего в 50 метрах от домов. Так что за добычей ходить им недалеко. Крестьяне рассказали, что эта проблема появилась у них не вчера. И 10, и 15 лет назад непрошеные гостьи тоже, бывало, лакомились домашней живностью, но тогда аппетит у них был намного скромнее.


— Я как пострадавший рассчитывал на компенсацию за уничтоженных кур, — горячится Владимир Герасимович. — С такой просьбой и направился к директору зверохозяйства, но он меня даже не выслушал до конца. Обидно...


Директор частного производственного унитарного предприятия «Гродненское зверохозяйство Белкоопсоюза» Владимир Шишко в разговоре оказался немногословен:


— Да, приходил человек с жалобой, но откуда он взял, что норка, которую он поймал в своем дворе, — наша? Мало ли откуда она может быть... Если суд докажет, тогда примем меры...


Не внес полную ясность в ситуацию и председатель Озерского сельисполкома Владимир Солтан. Он вспомнил, что года два назад о такой проблеме слышал, но теперь к нему никто из жителей по этому поводу официально не обращался. А коль нет заявления — нет смысла разбираться в случившемся.


На том круг замкнулся. Старик, так и не дождавшись ниоткуда помощи, хорошего совета или хотя бы доброго слова в поддержку, впал в переживания. Теперь трижды подумает, заводить ли снова кур...


Владимир Солтан, впрочем, признает, что «норковая» проблема существует. И она не сводится только к «куриным» разборкам. Озеры — деревня уникальная не только богатой историей длиною в шесть веков. Она знаменита своими водоемами, вокруг которых расположены десятки детских оздоровительных лагерей, туристических баз, санаториев. Наиболее известная из здравниц — современный оздоровительный центр «Озерный» с самым большим в стране аквапарком. И вот представьте, что по пути в «Озерный», расположенный от деревни всего в 4 километрах, отдыхающие непременно проедут возле зверохозяйства, у которого до сих пор нет даже очистных сооружений. Отсюда и неприятный запах вокруг. Не трудно догадаться, куда выведены и всевозможные стоки. Председатель сельисполкома признался, что давно бил тревогу по этому поводу, да тщетно:


— Зверохозяйству уже более полувека. Несколько раз решался вопрос о его выносе на другую площадку, но тщетно... Мы не можем добиться от предприятия, которое напрямую подчиняется Минску и не оставляет у нас ни рубля налогов, даже простейшего — скосить старую траву возле своего забора. На все наши предписания в ответ никакой реакции.


Безусловно, предприятие по выращиванию норок, а их здесь более 20 тысяч, стране нужно. Даже в тот период, когда мода на пушнину угасает, а цены на сырье падают, Гродненское зверохозяйство продолжает работать на экспорт, принося валюту. Но и забывать, что рядом густонаселенная деревня и тысячи отдыхающих, по–моему, тоже не следует.


Компетентно


Начальник управления звероводства Белкоопсоюза Александр Ванцовский:


— Прежде чем ставить вопрос о выносе Гродненского зверохозяйства на другую площадку, надо посчитать расходы. А они очень велики, и сегодня найти необходимую для этого сумму не представляется возможным. Поэтому зверохозяйство пока останется в том же виде, как сейчас. Что касается жалоб жителей деревни Озеры на то, что норки уничтожают кур, то к нам никто по этому поводу не обращался. Иначе бы я сам выехал на место для проверки подобных заявлений.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter