Наркевич: Рост или «заморозка» цен зависят от общей экономической составляющей

Никто не хочет, чтобы был дефицит

Введенный в середине января Минторгом бессрочный мораторий на рост цен вызвал массу споров
С ДЕКАБРЯ прошлого года потребительский рынок Беларуси пользуется повышенным вниманием. Но сегодня складывается впечатление, что лихорадит не столько сам рынок, сколько обсуждающих ситуацию на нем. Картина сложилась, действительно, совсем не рядовая: на фоне изменения курса валют цены стояли практически на месте, что устраивало потребителей и нервировало поставщиков. В результате введенный в середине января Минторгом бессрочный мораторий на рост цен вызвал массу споров. Однако все понимали, что его бессрочность довольно относительна в рыночных условиях.

Позже Минторг разрешил бизнесу «увеличить цену на товары на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора, уменьшенного на 5 процентов». Производителям — поднять отпускную цену на величину изменения стоимости импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран (не входящих в Евразийский экономический союз) и поступивших после 18 декабря 2014 года, с учетом их доли в отпускной цене. При этом повышение цен на сырье и материалы отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза не допускается.

Естественно, в таких условиях торговым предприятиям и производителям стало работать менее интересно — снизилась их рентабельность, за что некоторые и критиковали действия министерства.

«Цены повысятся сильно — плохо, задержали цены — плохо, «заморозили» — плохо, а тогда что хорошо?» — прокомментировала на днях ситуацию заместитель министра торговли Ирина Наркевич.

Пожалуй, решить эту дилемму, соблюдая интересы и продавцов, и потребителей, может только устраивающая всех стабилизация ситуации на рынке. Но когда она наступит, в ведомстве пока затрудняются ответить.

«Я не могу точно сказать. Рост или «заморозка» цен зависят от общей экономической составляющей, индикатива, который есть на валютном рынке,  к привязке к потребительскому рынку», — объяснила замминистра.

Тем не менее, уже на следующей неделе дело может несколько проясниться. Власти совместно с бизнес-союзами уже ищут баланс интересов потребителей и торговли в вопросе ценообразования. К слову, в Минторге уже состоялись рабочие встречи с представителями крупного бизнеса и союзов предпринимателей, от которых в министерство должны поступить конкретные предложения.

«Я думаю, что в течение недели мы их получим. Возможно, произойдут некие подвижки», — сказала Ирина Наркевич.

Словом, все в руках бизнеса: у него есть все шансы способствовать стабилизации ситуации, в которой заинтересован в первую очередь он сам.

«Сейчас ситуация уже не замороженная, это оттепель. Ведь сегодня цены уже отпускаются. Принято решение о повышении цен на импорт на сумму изменения курса минус 5 процентов при сдерживании рентабельности в пределах 3 процентов. Конечно, это напряженная ситуация как для оптовых организаций, так и для розницы, но это была вынужденная мера. Сегодня розница сама сдерживает рост цен, так как она не принимает товар у поставщика, если этот товар необоснованно завышен в цене» — говорит замминистра.

Получается, что участники рынка сами в состоянии контролировать ситуацию: крупный бизнес дает свои предложения, розница контролирует уровень цен, ориентируясь на интересы потребителей. Минторгу же остается только нажимать на законодательные рычаги. Что из этого получится, покажет, возможно, уже следующая неделя.

Но как быть с дефицитом, который может быть вызван незаинтересованностью поставщиков импортной продукции? По мнению Минторга, пока острой проблемы здесь нет.

«Не нужно искать тему дефицита, если в трех магазинах нет помидоров, — считает замминистра. — Сейчас ситуация немножечко перестроечная, адаптационная. Мы хотим, чтобы был дефицит? Нет. Поэтому мы делаем все, чтобы выверять эти позиции с оптовиками».

Словом, ситуация шаткая. Удачно выйти из нее только за счет госпостановлений вряд ли получится. Все равно найдутся недовольные, как в случае с мораторием. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: возможно, сложившаяся ситуация станет хорошей практикой общения государства и бизнеса, у которых много спорных вопросов. Получится договориться сейчас и выйти с плюсом из проблемы, значит, получится решать и следующие, уже назревшие у предпринимателей вопросы.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter