Никотин с «пиаром»

Кто подставил белорусские сигареты в братской Украине?

Белорусской табачной отрасли иногда приходится сталкиваться с информационными вызовами в европейском масштабе

В Европе законодательно развернули такую деятельность по борьбе с табаком, что в иных государствах чуть ли не загубили отрасль производства сигарет. Заоблачно дорогие сигареты, масса ограничений и запретов по их реализации не особенно отучили население от привычки дымить, зато спровоцировали появление «серого» табачного рынка. Он в ЕС процветает, ширится и крепнет. Но всю ответственность европейцы пытаются переложить на соседние государства. Иногда атакам «черного пиара» подвергается и белорусская табачная отрасль.

«Акцизная марка на вкус не влияет», — сказали европейцы в ответ на рост фискальной нагрузки на табак и успешно перешли на контрабандные сигареты. Они стекаются в ЕС со всех концов света. Даже из далекого Китая. В Поднебесной перепроизводство табачных изделий, стоят они недорого — в среднем меньше 10-20 центов за пачку в розничной торговле. А в Британии та же упаковка тянет уже на 4—5 евро. И спрос на сигареты огромный. В некоторых государствах теневой рынок занимает до 30—40 % рынка.

Более того, своей странной акцизной политикой европейцы подстегнули развитие подпольных сигаретных производств как на территории ЕС, так и в сопредельных государствах. Прибыли оправдывают риски. Впрочем, продукция без акцизных марок постоянно встречается в Украине, России. Ее выпускают либо «тайные» фабрики, либо официально зарегистрированные, где отлажен канал «левого» сбыта, мимо системы учета и налогового контроля. Для «серого» производства Европа вообще стала золотым дном.

Словом, европейские курильщики попали под солидный ценовой пресс. Но ряд экспертов сомневаются, выиграл ли бюджет европейских государств от жесткой акцизной политики. Особенно в странах Восточной Европы и Прибалтики, в которых население пока не может порадоваться относительно высоким доходам. Практически все соседи Беларуси последовательно наступают на одни и те же грабли. И продолжают упорствовать в этом увлекательном занятии, стараясь перенести вину за все свои проблемы на «чужую территорию». В том числе и на белорусских производителей.

Соседняя пресса периодически муссирует тему о якобы стимулировании Беларусью контрабанды табачных изделий. В начале года несколько публикаций появились в украинских изданиях: мол, на рынке страны появились сигареты «Фэст» без акцизных марок и в больших количествах. Это действительно бренд Гродненской табачной фабрики, но доказать их белорусское происхождение никто так и не смог. Судя по всему, отечественные сигареты попросту стали подделывать в соседних странах, чтобы выбрасывать на «серый» рынок, а потом всю ответственность сваливать на наших производителей.

Табачно-сигаретный счет

Самое примечательное: в Беларуси никогда не было подпольных табачных цехов, не «уходили» с фабрик и «левые» партии товара. Если и попадались на базарах пачки без акцизной марки, то исключительно импортного производства. Действительно, в конце 90-х—начале 2000-х контрабанда табачных изделий в республике цвела и пахла: бабушки с иностранными пачками стояли на каждой автобусной остановке. Но тогда стали бороться с причиной, а не следствием: развивать собственное производство качественных табачных изделий, привлекать к сотрудничеству крупные международные корпорации. И к середине 2000-х ситуация нормализовалась. Правда, кардинально изменилась и отечественная табачная отрасль.

Объемы производства ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» за последние семь лет выросли более чем в 4 раза. Причем если в 2005 году около половины продукции этого предприятия составляли папиросы и сигареты без фильтра, то сегодня их доля менее 5 %. Совместно с корпорацией «БАТ» освоен выпуск по контракту продукции под международными торговыми марками. Налажено производство известных брендов по лицензии с компанией «JTI». Качественно улучшила Гродненская табачная фабрика и собственный продуктовый портфель, в котором появились сильные торговые марки не только продукции нижнего, но и среднего ценового сегмента. Сегодня «Фэст», «NZ», «VIP» — лидеры продаж в своем классе. В результате за 10 лет продажи импортной табачной продукции сократились с 25—30 % до 1,5 %. Причем полностью исчез «серый» рынок, на который в начале 2000-х, по разным оценкам, приходилось от 30 до 50 % продаж.

Начальник Главного управления по борьбе с экономической преступностью МВД Эдуард Никитенко неоднократно отмечал: все попытки создания теневого табачного бизнеса были жестко пресечены лет восемь назад, и с тех пор никакого криминала в этой «теме» не наблюдалось. Так откуда же взялся «Фэст» в Украине без акцизных марок?!

— Действительно, в прошлом году в Украину предприятие отгружало две партии «Фэст» для их «дьюти фри», — приводит факты помощник генерального директора ОАО «ГТФ «Неман» Дмитрий Чугай. — Учитывая статус этих свободных от налогов торговых точек, акцизные марки на эту продукцию действительно не клеились. Но поставленные партии были очень небольшими, всего несколько миллионов штук — капля в море для огромного украинского рынка.

На предприятии провели собственное расследование проблемы. «Утечки» товара ГТФ «Неман» быть не могло по определению. Сказывается вся строгость отечественного законодательства и контроля за его исполнением, когда дело касается государственной казны и уплаты акцизных платежей. На каждой сигаретной и упаковочной линии установлены специальные счетчики, которые учитывают каждую папироску и пачку. Они опломбированы, находятся под перманентным наблюдением налоговой инспекции, которая сравнивает объемы производства в штуках с расходом акцизных марок. Ставшие легендарными бдительность и дотошность отечественных контролирующих органов фактически исключают возникновение «левых» партий товара.

Кроме того, на предприятии действует эффективная система учета и контроля прохождения каждого короба от цехов до склада и торговой точки. Маршрут каждого ящика можно проверить через эту систему мониторинга, поэтому контрабанда «от производителя» исключена в принципе. Все сигареты поступают в оптовую и розничную торговлю. Причем в последние полтора года их, как говорится, с руками отрывают, и предприятие работает в круглосуточном режиме, чтобы удовлетворить все заявки.

Так откуда же все-таки появились «непонятные» сигареты под белорусской торговой маркой в Украине? И почему поднялась такая шумиха? Вопрос, собственно говоря, к правоохранителям южного соседа. Правда, сопоставив факты и тенденции развития табачного рынка этой страны, можно предположить несколько версий. Не исключено, что белорусские сигареты «ушли» во внутреннюю торговлю из магазинов «дьюти фри». Кстати, достаточно распространенная схема «легальной контрабанды» акцизных товаров, которая периодически встречается практически во всех странах мира. Но вполне возможно, что какие-то структуры наладили на территории Украины контрафактное производство белорусских сигаретных брендов и сбывают их из-под полы направо и налево. И сами же подняли шумиху в прессе, чтобы превентивно «отмазаться» и свалить всю ответственность за собственный теневой бизнес на добропорядочное белорусское предприятие.

Кстати, судя по форумам, откровенно заказные статьи про «левый» «Фэст» вызвали бурную отрицательную реакцию у местного населения… на политику властей. Даже рядовые граждане логично замечали: если еще усилить налоговую нагрузку на табак при нынешних зарплатах, то в магазины за сигаретами будут заглядывать либо уж очень богатые, либо очень глупые.

Больше штук, меньше никотина

Впрочем, тему «официальной крыши» вывоза отечественной табачной продукции за рубеж начали муссировать не украинцы. Да и возникла она года два назад. В некоторой степени, эта шумиха была реакцией на слишком стремительное развитие отечественной табачной отрасли, и прежде всего ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», которое полностью технически перевооружилось, превратилось в одно из лучших предприятий в Европе, а тем более в регионе. Полностью обеспечив внутренний рынок, предприятие фактически начинает превращаться в табачного игрока регионального масштаба. А лишний конкурент совершенно никому не нужен. Вот и пошла шумиха вокруг якобы процветающих «серых» схем, чтобы создать фон и почву для ограничения роста производства белорусских торговых марок.

Действительно, «челноки» возят через белорусскую границу сигареты на Запад. Но их в Европу тащат из всех регионов, в которых никотин еще не «зажали» непомерными налогами. Почему же именно Беларусь притягивает столь пристальное внимание?! Особенно учитывая, что контроль за подакцизной продукцией в стране поставлен на должный уровень?!

Дело в том, что в последние 7—8 лет производство и реализация табачных изделий в республике растут в среднем на 15—20 % ежегодно. В 2011-м две табачные фабрики выпустили 29 миллиардов сигарет, в этом планируют произвести около 31 миллиарда. Впрочем, подобная динамика вовсе не свидетельствует, что наши граждане стали больше курить или миллиардами вывозить контрабандой сигареты за границу.

Во-первых, не существует четкой и репрезентативной оценки емкости внутреннего рынка табачной продукции. Специалисты рынка обычно привыкли оперировать цифрой 20—21 миллиард штук, которая признается за истинную уже лет десять. Но это заключение базируется больше на экспертных прикидках, чем на конкретных исследованиях. Ведь еще в 2005-м «неучтенные» поставки табачных изделий в республику составляли миллиарды штук. Но сколько именно — неизвестно. Поэтому и внутреннее потребление оценить корректно до конца невозможно, а тем более проводить его мониторинг. Фактически об объективных исчислениях потребностей белорусских курильщиков возможно говорить только сегодня, когда отечественный рынок полностью «обелился» и устоялся.

Во-вторых, в Беларуси почему-то сложилась традиция измерять реализацию табачных изделий в штуках. Возможно, справедливая методика для прошлого века, когда в продаже было пару форматов сигарет. Но времена-то меняются. Форматы Slim, SuperSlim, Compact уже составляют значительную долю в продажах. А ведь табака в них в 2—4 раза меньше, чем в стандартной сигарете. Кстати, ОАО «ГТФ «Неман», увеличив за восемь лет объемы производства в штуках в три раза, использует табачного сырья только в два раза больше. Получается, что в никотиновом измерении рост намного более скромный, чем в штучном. Между прочим, в международной практике объемы рынка оценивают по совокупности показателей. С этой точки зрения 24 миллиарда штук сигарет, проданных в прошлом году, практически соответствуют 20—21 миллиарду в 2005-м, когда «тонкие» виды продукции являлись экзотикой.

Поэтому инсинуации вокруг «непонятного» роста производства и реализации, мягко говоря, надуманные. А выражаясь проще, служат инструментами антипиара ГТФ «Неман». Тем более что в последние годы, например, прибалтийские курильщики распробовали белорусскую продукцию, оценили ее качество и создалась ситуация, когда на рынках Литвы и Латвии образовался спрос на белорусские торговые марки. Другой вопрос, что на официальные контракты эти страны пока не идут, «закрываясь» различными регулятивными барьерами. Поэтому соседним «любителям дыма» приходится удовлетворять свои потребности челночным способом. Впрочем, власти соседних стран потихоньку реагируют на ситуацию, и переговоры о поставках белорусских сигарет уже ведутся. Возможно, к досаде других производителей, которые присутствуют в Прибалтике.

С одной стороны, «наезды» через коммуникационные каналы морально неприятны, с другой — это свидетельствует, что ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» стала действительно серьезным, качественным производителем с приличным портфелем собственных торговых марок, которые способны потеснить на соседних рынках даже некоторые маститые бренды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter