Нигде не берут. Как пятикурсники БНТУ готовятся к распределению

Уже сейчас будущие выпускники вузов думают о первом месте работы. Мы решили разобраться, есть ли основания для паники.
От распределения их отделяют зимняя сессия и преддипломная практика. Но уже сейчас будущие выпускники вузов думают о первом месте работы. «Есть опасения, что на всех заявок не хватит, особенно в городе. Желающим остаться в Минске советуют устроиться хотя бы электриками в школах или ЖЭСах, – обратились в «Знаменку» студенты энергетического факультета Белорусского национального технического университета. – Приходите к нам на пары, любой подтвердит». Мы решили разобраться, есть ли основания для паники.


В отделе кадров с порога говорят «нет»


В следующем году энергофак выпустит 344 инженера. Распределение ждет 271 бюджетника. Без пяти минут специалист по электроснабжению промышленных предприятий Иван Левонюк родом из Брестской области, но хочет остаться в Минске:

– Мы можем работать в проектных и электромонтажных организациях, энергетиками на производствах. Где окажусь я, пока не знаю. Пытаюсь найти место самостоятельно, но сделать это очень сложно. В отделах кадров с порога говорят «нет».

Иван претендует на среднюю для его сферы зарплату:

– Миллионов семь. Если бы предложили больше, пошел бы и рабочим. Но, естественно, хочу устроиться квалифицированным специалистом, все-таки не зря учился в университете.

Обивать пороги отделов кадров и обзванивать работодателей – первый путь для соискателей. Второй – искать через знакомых. Иван обошел около десяти предприятий, но пока безуспешно:

– Недавно обращался в отдел кадров метрополитена. Сказали, мест нет. Схожу еще раз к начальнику участка электроснабжения – вдруг повезет. А вообще, куда только не звонил. Из последних вариантов, который показался достаточно интересным и реальным, фирма, строящая энергоэффективные дома. Но и там отказали.

Одногруппник Ивана Андрей Таркайло живет в Жодино и каждый день ездит после занятий домой. Парень ищет работу в пределах Минской области. Конечно, нацелен на хорошую должность, но начинать с обычного электрика в общем-то не против:

– Зарплата поначалу будет выше, чем у инженера без стажа и опыта. Да и надо разобраться, с чем будешь иметь дело, когда станешь руководителем.

В деканате придерживаются такого же мнения. Нет ничего зазорного в том, чтобы начинать карьеру с азов. К примеру, в советское время было распространенной практикой, когда инженер несколько месяцев работал электриком, чтобы войти в курс дела:

– Это можно расценивать как стажировку или испытательный срок, – считает заместитель декана по общим вопросам и учебной работе энергетического факультета БНТУ Евгений Пономаренко. – Но после вуза на рабочую специальность идут только по собственному желанию. Никого насильно электриками распределять не будут. Даже если выпускник приедет инженером и на предприятии его определят на должность, не соответствующую квалификации, он имеет право отказаться. Если же молодой специалист сам захочет быть электриком с большей зарплатой, чем у инженера, почему бы и нет.

Евгений Геннадьевич уверен: как и прежде, заявок будет достаточно. Всех выпускников 2015 года отправили по рабочим местам инженерами. Несколько платников попросили помочь с первым местом работы, и им пошли навстречу.

– У нашего факультета никогда не было проблем с распределением. Мы видим, что есть трудности в экономике, поэтому можем предположить, что в этом году спрос на специалистов будет чуть меньше. Но со своей стороны делаем все необходимое. В Министерство энергетики и Белэнерго отправили письма, в которых сказано, сколько студентов нужно распределить в следующем году. По нашей договоренности заявки на выпускников придут до 15 января.

– Поймите, вопрос, скорее, в другом, – подключается к разговору замдекана по идеологической и воспитательной работе Анна Добриневская. – Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Студенты смотрят на зарплату, перспективу роста, месторасположение предприятия. Зарплату в пять миллионов многие даже не рассматривают, считая, что должны получать больше. Преподаватели всегда говорят: чтобы не было сюрпризов на распределении, пытайтесь найти подходящее место сами.


Иван Левонюк, Андрей Таркайло и Иван Коледа сбились с ног в поисках работы

Дело не в деревне


Некоторые вообще не волнуются по поводу распределения. Куда отправят, туда и поедут. Но таких оптимистов единицы, и их логика такова: зачем искать работу, если усилия могут оказаться напрасными:

– Есть базовые предприятия, у которых заключен договор с факультетом. В первую очередь нас будут направлять туда. К примеру, если пришлют 60 заявок на 50 выпускников, то всех распределят по ним. Даже если кто-то найдет другую работу. В этом году направлений в сельскую местность будет больше, чем в город. Мы не отказываемся ехать в село, энергетики нужны везде. Но, конечно, хочется найти вариант получше: в деревне нет высокотехнологичного оборудования и чаще всего не у кого перенять опыт, как в городских организациях.

Будущего инженера Ивана Коледу перспектива строить карьеру в провинции не пугает:

– Министр энергетики тоже начинал с деревни, – подмечает студент, который сейчас всецело поглощен мыслями о своем будущем. – На прошлой неделе ездил домой в Полоцк, чтобы поискать место для преддипломной практики и двухлетней отработки. В Минске оставаться не хочу, потому что здесь высокие цены на жилье. В «Полоцких электрических сетях» сказали, что возьмут на практику, но распределение пока под вопросом. Обращался и в городскую ТЭЦ. Там тоже соглашаются принять практикантом и, если себя проявлю, возможно, трудоустроят. Запросы по зарплате у меня скромнее, чем у минчан. Пять миллионов было бы неплохо, если жить у родителей. Этих денег хватит на жизнь и чтобы откладывать на строительство квартиры.

Сроки не совпадают


До конца декабря пятикурсникам желательно найти предприятие для преддипломной практики, чтобы там и закрепиться. Студенты говорят, это было бы идеальным вариантом. Но при всем желании укрепить тылы, заранее познакомиться с работодателем не получается:

– Неизвестно, отправит ли конкретная организация заявку в вуз или нет. На практику-то нас берут охотно, но как только заводишь разговор про распределение, слышишь: «Давайте дождемся нового года, когда будут понятны бюджет, кадровая ситуация, чтобы спланировать, нужны ли специалисты». Получается замкнутый круг.

Несоответствие сроков усложняет поиск выпускникам:

– Больше всего расстраивает, что мы не знаем, какие организации заинтересованы в нас сейчас. Если бы знали, кто пришлет заявки для распределения, понимали бы, куда идти на практику. Допустим, известно, что МАЗ дает пять заявок, значит, кто-то из нас пошел бы практикантом на этот завод. А что получается? Мы стараемся, договариваемся с начальством, а в итоге заявки нет.

– Складывается обидная ситуация, – продолжают студенты. – Пять лет учимся в университете, государство тратит бюджетные средства, но работодатели не видят в нас специалистов. Собственно, так оно и есть. Только отработав года два, сможем стать профессионалами. Знаем лишь один случай на факультете, когда парню позвонили с Могилевской ТЭЦ и предложили работу. Дело, наверное, и в системе образования. Надо больше практики. После четвертого курса хотя бы месяца три, а не полтора. Набраться опыта во время учебы не удается. И на полставки не берут. Одному парню предлагали устроиться монтажником, но в отделе кадров сказали: не учись – ходи на работу. Но тогда отчислят за прогулы.

В отделе кадров «Минскэнерго» пока не могут сказать, сколько отправят заявок на выпускников энергетического факультета. План по вакансиям действительно сформируют в начале января. В этом году распределение прошло удачно для предприятия. Из 48 поданных заявок вуз удовлетворил 46. Обычно вакансий намного больше, чем студентов, уверяют в «Минскэнерго».

Готова организация принять пятикурсников и на преддипломную практику. Вот только не всем хватит оплачиваемых мест. Да и это не значит, что практиканта обязательно примут на работу после окончания университета, говорят в «Минскэнерго». Все зависит от необходимости в тех или иных специалистах.

Когда ребята поступали в БНТУ, на одного выпускника приходилось в среднем три заявки. Выбирать было из чего. Сейчас, бросившись на поиски работы, они понимают, что особого выбора у них не будет.

– Формально можно делать прогнозы на пять-десять лет вперед, – отмечает декан энергетического факультета Кирилл Добрего. – Но спрогнозировать экономическую ситуацию в стране и мире на такой длительный срок нереально. Можно менять тренды в наборе, специальности, что наш вуз и делает. Например, в этом году немного уменьшили набор на дневное и заочное отделения. Это разумный подход, учитывающий и демографические показатели. Да, сейчас есть тенденция по снижению количества заявок от базовых организаций. Например, если в 2014 году их было в 2 – 3 раза больше, чем выпускников, то в этом году количество превышало лишь на 10 – 15 процентов. Когда нет избытка заявок, тогда могут возникать вопросы. Поэтому необходимо четкое планирование, чтобы хотя бы за месяц до распределения мы знали точные цифры. Наша задача – проинформировать основного заказчика (Министерство энергетики) о количестве выпускников, вовремя напомнить, чтобы прислали уточненные заявки. Тогда сможем направить студентов в прочие организации сферы ЖКХ, промышленности, спорта и туризма. Энергетики также нужны в МВД, банковской сфере, армии. Думаем, в 2016 году будет избыток заявок, хотя и небольшой.

Фото Марии ЗУБКОВОЙ

А как у других?


Проректор по учебной работе Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Игорь Семченко:

– Все заявки по распределению наш вуз выполняет. В этом году неожиданно проблемной стала специальность «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых». Никогда раньше вопросов по этой специальности не возникало. Наших выпускников распределяли на «Беларуснефть», в проектные и строительные организации. А в этом году сложности появились из-за уменьшения объема работ на профильных предприятиях.

Что будет в будущем году, прогнозировать пока рано. Распределение только в апреле. Но делаем все необходимое, чтобы обеспечить наших студентов первым рабочим местом. К примеру, направляем письма на базовые предприятия, с которыми заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве. В некоторых организациях работают филиалы кафедр – хорошая возможность зарекомендовать себя и закрепиться на предприятии.

Константин Шебеко, ректор Полесского государствен­ного университета:

– Распределение у нас начнется с нового года, по каждой специальности оно проходит в разные сроки. Не думаю, что ситуация будет сложнее, чем в прошлом учебном году, заявок ожидаем достаточно. Безусловно, есть определенные факторы, из-за которых предприятия могут вносить коррективы в кадровые планы. Но все-таки большинство руководителей понимают, что в нынешней экономической ситуации нужно вкладывать средства в молодых талантливых специалистов, способных нестандартно действовать в сложных ситуациях. Наш университет выпускает именно таких профессионалов. Сложностей с распределением у нас никогда не было. Все выпускники 2015 года получили первое место работы. Правда, одной девушке пришлось дать свободный диплом по семейным обстоятельствам: она вышла замуж за пограничника и отправилась с супругом на пограничную заставу. Туда выпускницу биотехнологом не распределишь, поэтому мы, конечно же, пошли навстречу молодой семье.

Первый проректор Белорусско-Российского универ­ситета Михаил Лустенков:


– В этом году наш вуз столкнулся с трудностями во время распределения. Причем по всем специальностям. С техническими, правда, было проще, чем, например, с экономическими. Общее количество заявок от предприятий заметно снизилось, если сравнивать с предыдущими годами. Но нам удалось пристроить всех бюджетников. И нынче надеемся на 100 процентов. Кстати, практически каждый год около 20 студентов-платников обращаются к нам за помощью в поиске первого рабочего места. Стараемся не отказывать.  Если остаются свободные места, помогаем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter