Как финансируются госрасходы в разных странах мира

Ничто не приходит бесплатно

“Мы ничего не ценим выше благополучия, покуда его домогаемся, и ниже — когда получим”, — изрек когда-то римский философ Сенека-младший. Поразительно, но прошедшие с тех пор два тысячелетия ситуацию почти не изменили. Социальные блага многие воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Но ни в одной стране средства на благополучие и комфорт не берутся “из ниоткуда”. И обходятся порой не в пример дороже, нежели нам.


Весьма познавательный рассказ “Тоня” есть у Ильфа и Петрова — о жизни семьи молодых советских дипломатов в США. В одном из эпизодов книги герою удаляет гланды американский врач. После чего пациенту приходит катастрофический счет на 200 долларов. Для сравнения: стоимость автомобилей “Форд” в те годы составляла 510—760 долларов.

Сегодня, восемьдесят лет спустя, дороговизна и “лотерейность” американской медицины стала еще более выраженной. Невероятно, но лечение растяжений сухожилий и мышц может обойтись пациенту и в 4 доллара, и в 24 000! Нормальные роды — от 20 до 18 000 долларов. Выведение камней из почек — от 128 долларов до 39 000. Все дело в том, что система медицинского обслуживания США включает два вида скорой помощи: экстренную (Emergency Rooms) и срочную (Urgent Care). Первую закон велит оказывать всем, независимо от платежеспособности пациента. Задумывалось это для пенсионеров и малоимущих, но с годами стало вызывать откровенное недовольство и врачей, и клиник. Ведь стоимость 1 часа времени врача может доходить до 12 000 долларов, а доставка каретой скорой помощи — от 400 до 1200 долларов. Расходы на здравоохранение выросли, улучшения же качества услуг не произошло. Зато был спровоцирован острый дефицит бюджета США. Решить ситуацию пыталась реформа здравоохранения и защиты пациентов — знаменитый Obamacare. Главной его идеей стало расширение числа участников финансирования госрасходов. Но задумка обязать всех покупать страховку стоимостью от 150 до 500 долларов ежемесячно пока буксует: больницы боятся потери доходов.

Канадская система здравоохранения также базируется на частных клиниках и врачах. Государство оплачивает затраты на лечение лишь пациентов, имеющих государственную страховку Health Card. При этом лекарства оплачиваются самостоятельно, как и стоматологи. Кроме того, каждый вызов скорой помощи обойдется в 100 канадских долларов, а если больница привезенного пациента не примет (то есть повод будет сочтен несерьезным) — втрое больше. Поэтому жители Канады по возможности стараются добраться до больниц самостоятельно. Для неграждан же прием у канадского терапевта обойдется в 200 канадских долларов, каждый день в больнице — в 2000, а стоимость операции — в 20 000. В белорусских рублях это соответственно 286, 2860 и 28 600.

Иная ситуация в Австралии. Здесь здравоохранение в основном на гособеспечении. Для работающих страхование оформляется работодателем, а вот безработным, детям, престарелым и роженицам медпомощь дотируется целиком из бюджета. Как результат, на бесплатное лечение зубов или выписывание очков в стране огромные очереди. Поэтому многие самостоятельно покупают частную страховку. В среднем семейная страховка (двое взрослых и двое детей до 18 лет), покрывающая практически всю область медицины, обходится на всех примерно в 150 австралийских долларов (216 белорусских рублей) в месяц. Но вызов скорой помощи обойдется в четыре раза дороже.

В странах ЕС по эффективности и доступности здравоохранения ВОЗ отмечает Италию и Францию. Хорошо развита и медицина Испании. Финансирование во всех этих странах происходит за счет налогоплательщиков. При этом в Австрии есть даже налог “на гипс” — для лыжников и сноубордистов, съезжающихся туда со всего мира и нередко получающих травмы. В Швейцарии граждане имеют право на компенсацию значительной части медицинских расходов, что также делается за счет налогов. Поэтому для приезжих пользование медициной возможно лишь при полной оплате услуг. Или со льготами, даваемыми видом на жительство. А для его получения необходима уплата налогов — минимум 100 тысяч евро в год. Еще дороже обстоят дела с этим в Португалии — здесь необходимы инвестиции в экономику на 1 миллион евро или покупки недвижимости на полмиллиона.

На этом фоне наша система финансирования госрасходов, как и система налогообложения в целом, имеет свои ярко выраженные достоинства. Декан экономического факультета БГУ профессор Михаил Ковалев называет лишь некоторые из них:

— Мы ввели плоскую шкалу налогов. Раньше она была 12 процентов, теперь — 13. Мы ругаемся, что государство у нас много забирает из зарплат. Оно действительно заберет примерно четвертую часть, 24—25 процентов. Но еще десять лет назад забирало 35 процентов. Кстати, стран, где меньше забирают в виде налогов, осталось мало. И там своя специфика. Например, в Китае совсем недавно даже средняя школа была платной. И нет ни одного бюджетного места ни в одном вузе.

Поэтому апелляцию к более высоким на первый взгляд зарплатам в западных странах эксперт считает не вполне корректной. И приводит конкретный пример:

— У меня есть старинный приятель в Германии, профессор в университете. Получает по нашим меркам очень большую зарплату — около 5 тысяч евро. Но когда мы с ним берем и расписываем выплаты в пенсионный фонд, плату за квартиру (1200 евро) и так далее — в конечном итоге моя относительно небольшая зарплата оказывается почти такой же, как у него.

Для реализации социальных программ государство может брать финансы только из бюджета. А он наполняется в том числе и за счет налогов. Кто не участвует в госфинансировании расходов? Неимущие (к ним всюду один подход — помочь) и дельцы черного рынка, которые исправно стригут купоны, но числятся неработающими. А вот с ними везде разговор короткий. Налоговые преступления во всем мире считаются наиболее тяжкими, и тюремные сроки за них предусмотрены большие. Казна должна пополняться. И этот процесс должен быть справедливым. Ведь благами государства пользуются все граждане. Так почему одни должны делать отчисления в общий котел, а другие — нет?

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ НАЛОГИ

  • На дождь. Действует во многих странах ЕС. В Литве, например, плата за “управление поверхностными стоками”, по мнению предпринимателей, может достигать 800 евро в зависимости от того, сколько дождя выпадает в данный месяц и каков размер участка компании.
  • На тень. С 1993 года все владельцы городских заведений Венеции, тень от зданий которых падает на муниципальную землю, обязаны платить специальный сбор. Причем даже в пасмурные дни, которых здесь гораздо больше.
  • На солнце. Введен в начале 2000-х на Балеарских островах (Ибица, Майорка, Менорка и др.). Предполагает уплату каждым туристом по 1 евро за каждый день пребывания.
  • На гражданский брак. Существует с середины 1990-х годов в КНР: каждая пара, сожительствующая без официальной регистрации, должна платить около 120 евро в год.
  • На наркотики. Введен в штате Теннеси (США) в январе 2005 года и взимается с тех, кто хранит кокаин, марихуану или галлюциногенные грибы.
  • На мир. В Гвинейской Республике за каждый мирный год жизни гражданин страны обязан заплатить 17 евро. Сумма для гвинейца ощутимая: 1 кг кофе здесь стоит 0,5 евро.
  • На палочки для еды. Действует с 2006 года в КНР, представляет собой 5-процентный сбор с продаж каждой пары палочек. Цель — защита лесов от вырубки.
  • На барбекю. Введен в Бельгии в 2007 году в рамках борьбы с глобальным потеплением. 20 евро придется уплатить даже за пикник на личной лужайке.
  • На сладости. Введен в сентябре 2009 года в штате Иллинойс (США).
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter