Ничто человеческое не чуждо

Летом приезжала в родной город Гомель, встретилась с одноклассницей...
Летом приезжала в родной город Гомель, встретилась с одноклассницей. Среди прочих тем (а разговора о Китае, сами понимаете, мне не избежать) она рассказала, что в Добруше планируется модернизация фабрики, которая выпускала школьные тетради. Модернизация, по ее словам, будет проводиться за счет китайских инвестиций. «1.200 китайцев приедут работать, представляешь? В Добруше точно случится демографический взрыв. Строители–то одинокие, понятно, а молодежь наша, ты знаешь, за айфон...» — многозначительно вздохнула. Тогда я почему–то растерялась, но с тех пор все время об этом думаю. И хочу подругу успокоить: если возможность получить бесплатный айфон — единственная причина предполагаемого локального демографического взрыва, то в Добруше его наверняка не будет. 

Во–первых, потому, что китайские строители чаще всего практически не выходят «за периметр» — место работы и жительства, особенно в незнакомой стране. Во–вторых, потому, что жениться и обзаводиться потомством китайцы предпочитают среди своих. Конечно, исключения бывают, но среди строителей это редкость. Ну и последнее (хотя и не по важности): китайские строители даже если и ездят с айфонами, то в большинстве своем с ненастоящими. Но зачем гордым добрушским девушкам поддельный айфон? Вот и я думаю: незачем.

Но уверенность моей подруги о причинах возможного демографического взрыва заставила задуматься вот о чем: как дорого мы готовы заплатить за то, чтобы казаться? Что можем отдать за понты и пыль в глаза?

Год назад 17–летнему китайцу по фамилии Ван удалили правую почку — он добровольно (но за деньги) решил стать донором. Операция прошла неудачно, парня еле спасли, но за операцию он получил оговоренную сумму — всего 20 тыс. юаней (что–то около 3.200 долларов). Когда у ставшего инвалидом Вана спросили, зачем он это сделал, ответ шокировал не только журналистов, но и весь Китай: парень очень хотел айфон. Настоящий. 

И хотя случай этот все же единичный и вопиющий, факт остается фактом: для того чтобы стать счастливыми обладателями брэндовых вещей, китайцы (и кажется мне, что не только они) готовы на многое — преступления в том числе. Лихорадке «казаться, а не быть» подвластны все возрасты, социальные группы, жители больших городов и маленьких поселков. У провинциалов своя фишка: на заработанные (возможно, в том числе и в Добруше) деньги построить трехэтажный (как минимум) особняк в родной деревне — чтобы все видели благосостояние. 

Ну а что небольшой семье нужен на самом деле только один этаж — это не так и важно. На нем и живут, все остальное — необходимая для повышения авторитета показуха. Без показухи в Китае никуда — ни в жизни, ни в экономике, ни в политике. Китайцу (кстати, в отличие от привычно во всем прибедняющегося белоруса) важно выглядеть благополучным и материально обеспеченным — даже если на это придется потратить последний юань. Они без особой надобности, но с особым удовольствием заказывают роскошные банкеты на дни рождения, свадьбы и похороны. 

На похороны, случается, приглашают даже стриптизерш, потому как считается, что чем больше людей придет проводить человека в последний путь (а стриптизерши привлекают толпы, особенно в деревнях), тем лучше ему будет на том свете. А если денег на излишества не хватает, их можно и занять — ну и что, если расплачиваться придется полжизни и, возможно, почкой? Понты дороже. 

Все хотят быть богатыми и знаменитыми — а если не быть, то хотя бы казаться. Те, кому роскошь доступна, шоппингуют в Пекине — чтобы их видели в процессе. Те, кому роскошь доступна, но есть свои «но», предпочитают шоппинговать в Гонконге — там все то же самое дешевле, а если рассказать знакомым, что «съездил в Гонконг на распродажу в «Луис Вюиттон», знаете, там такие очереди...», то это еще и круто. 

Те, кому роскошь недоступна, покупают на рынках (есть такие специальные места) бумажные пакеты с логотипами известных брэндов. И гордо так везде с ними ходят — вдруг окружающие подумают, что был недавно в Гонконге на распродаже.

А я все никак не могу понять: почему «казаться» стало важнее, чем «быть»? Даже среди китайцев — организованных, трудолюбивых, оптимистов? Да и нам, белорусам, так уж ли важны пресловутые «понты»?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter