Почему в Беларуси завышенные цены на многие товары и услуги?

Ничего лишнего, только деньги

Хватило бы и минуты, чтобы перестать «впаривать» дышащие на ладан авто, квартиры в древних хрущевках и самое обычное мясо втридорога
По старой привычке я говорю, что живу в Бресте, но это не совсем так. Год назад посчастливилось переехать в пригород, правда, и здесь вскоре обнаружились свои минусы. Проблемы агрогородка в сфере ЖКХ я сознательно трогать не стану: слишком уж их много. Коснусь лишь одной – транспортной.

Маршрутке № 7 нужно отдать должное: на ней из агрогородка до центра Бреста добираешься быстрее, чем на троллейбусе из некоторых спальных микрорайонов. Но вот беда: в пригороде это один-единственный маршрут. При этом в первые часы работы бусик может просто проследовать мимо: желающих попасть на работу много, а чтобы ехать стоя, не берут – штраф. Та же картина и на последнем рейсе маршрута, который приходится ждать не меньше получаса: пассажиров без места хоть и подбирают, но в автомобиль рискуешь просто не войти. Приходится тесниться – домой же хотят все. А ведь и самих рейсов становится все меньше. Маршрут этот из-за протяженности не самый выгодный. Вот и экономят ИП, а страдают пассажиры. В итоге агрогородок, не самый, в общем-то, отдаленный, с половины одиннадцатого вечера до половины седьмого утра становится доступен только на такси.

Все это время, как всякий бесколесный, живущий в удалении от города, я периодически возвращаюсь к заветной мечте. Когда последняя маршрутка из центра города идет в десять вечера, а тебе всего 25, автомобиль уже не кажется роскошью. Но обзавестись даже подержанным средством передвижения, странно, до сих пор не удается. Цены на машины упорно держатся на прошлогодних отметках.

Все мы хорошо помним, как зимой в России вдруг обвалился рубль. Хорошенько взвесив все «за» и «против», многие из наших соотечественников отправились за новыми авто к соседям. Тогда можно было купить железного коня и в полтора, и даже в два раза дешевле. Теперь цены выровнялись, но при этом все же снизились. Рынок бэушки же как пребывал в «состоянии комы» до зимних событий, так и сейчас не торопится из нее выйти.

Достаточно зайти на популярные автосайты, чтобы понять: автомобилей «в годах» здесь более чем достаточно. Второй и третий «Гольфы», «Форд Ка», «Ауди-80», «Фиат Пунто», «Мерседесы» всех поколений 1980-х и 1990-х. Одним словом, есть где разгуляться. Но ценники! Ни кризисные явления, ни курс доллара, ни законы экономики, ни даже возраст и состояние самих машин – ничто не указ ценообразованию на рынке бэушки. За вторые и третьи «Гольфы», как и два-три года назад, просят от 2 до 3 тысяч долларов. «Фиат Пунто» в хорошем состоянии не отдадут дешевле 3 тысяч. Цена «Ауди-80» с их неубиваемыми оцинкованными кузовами меньше с годами не становится. Почти за две тысячи продадут разве только «Форд Ка». Но это автомобиль специфический. Мужчина, сев в него, рискнет накликать на себя обвинения в недостатке мужественности. Малолитражка есть малолитражка.

Впрочем, несмотря на технические характеристики, все автомобили в этой категории объединяет одно. Они откровенно старые: редко найдешь экземпляр родом из 2000-х. Время от времени можно наткнуться на пробег в 50 тысяч километров при возрасте машины 20 лет. Цифра заслуживает разве что снисходительной улыбки. Ведь в реальности такое авто намотало не одну сотню тысяч километров. При этом редкое объявление не заканчивается словами о том, что машине нужен ремонт, есть проблемы по кузову, двигателю.

Однако продавцы упорно не замечают указанных изъянов. И продолжают оценивать своих железных коней так, будто те только вчера сошли с конвейера. Не вдаваясь в подробности, скажу: и в Европе на таких автомобилях ездят. Но продают все же за честные деньги. В большинстве случаев на крупнейшем немецком сайте, где хозяева выставляют на продажу свои авто, цена малолитражки редко превышает 500 евро. Масса вариантов за 400, 300 и даже 150 евро. Но не стоит забывать о растаможке: старая машина потянет больше чем на 4000 евро. Чем, собственно, и пользуются держатели белорусской бэушки. Мол, не хотите брать у нас – езжайте за границу, никто не держит. И знают ведь, что никто не поедет, что все равно вернется покупатель.

Тенденция осталась бы незамеченной, не будь перед глазами других подобных примеров. Индивидуальные предприниматели, которые с падением курса доллара поспешили пересчитать цены по новому курсу. Арендодатели, все так же упорно выставляющие валютные ценники на съемное жилье. Владельцы кафе, предлагающие порцию свинины по цене килограмма. Продолжать можно, пожалуй, бесконечно. Но от этого не легче.

Жаждой наживы это вряд ли назовешь: слишком уж сложное и многогранное явление. Есть здесь что-то от всесилия мучителя. Смешиваются в нем и наглость с молчаливой покорностью. И где-то на самой глубине тщательно скрываемое «я самый умный» душит цепкими лапами тех, кто поглупее. 

А ведь хватило бы и минуты, чтобы перестать «впаривать» дышащие на ладан авто, квартиры в древних хрущевках и самое обычное мясо втридорога. Всего мгновения хватило бы, чтобы оказаться по другую сторону воображаемого прилавка. Именно оттуда в лучшей перспективе открывается простая истина: от мучителя до жертвы, от умника до глупца, от наглеца до простака – всего лишь шаг.

artem.kirjanov@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter