Ни в коем случае не создавать армии контролеров!

Такое принципиальное требование Президента прозвучало на вчерашнем совещании по вопросам совершенствования ведомственного контроля
Такое принципиальное требование Президента прозвучало на вчерашнем совещании по вопросам совершенствования ведомственного контроля

Контроль, безусловно, должен быть. И должен быть эффективным, но не тотальным. Александр Лукашенко убежден, что нет необходимости «накрывать» контрольными службами абсолютно все, перегружать проверками и ревизиями предприятия, внося сумятицу в их работу. Главная задача ведомственного контроля — работать на упреждение. На предотвращение вероятных нарушений, а не ставить целью поиск недостатков любой ценой для последующего жесткого наказания виновных.

В конечном итоге санкции и штрафы — это компетенция других структур: Комитета госконтроля, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета. То есть органов контроля вневедомственного. А деятельность контрольно–ревизионных управлений и отделов отраслевых министерств имеет смысл рассматривать как профилактическую работу, своего рода прививку от возможных неприятностей. Изучая и анализируя состояние дел на отдельных подведомственных предприятиях, они должны вырабатывать общие рекомендации, как работать в правовых рамках, не рискуя выйти за них даже неумышленно.

Конечно, к деятельности органов ведомственного контроля вопросы есть. Иначе не возникло бы необходимости выносить вопрос о них на президентский уровень. В поиске вариантов оптимизации работы сферы Правительство пошло на эксперимент. Вместо традиционных КРУ в концерне «Беллегпром» и при Минстройархитектуры созданы хозрасчетные унитарные предприятия ведомственного контроля. Опыт их работы показался приемлемым. И возможность создания подобных структур при других ведомствах Правительство предложило закрепить указом Президента, проект которого и был предложен к обсуждению на совещании.

Однако Александр Лукашенко склонен оценивать работу контролеров прагматично. Не по валовым показателям — количеству проверок, выявленных нарушений и предъявленных санкций, а по влиянию их деятельности на общий результат работы отрасли. Так в чем позитивная роль действующего не один год в «Беллегпроме» контрольного предприятия, если отрасль в целом стабильно в числе аутсайдеров? Или еще один пример, на который сослался Президент. Его подсказал опыт недавнего посещения стеклозавода «Неман». Проработавший лишь пять месяцев новый директор заметил перерасход сырья на предприятии на 30 — 35 процентов. Иными словами, то, что треть продукции разворовывалась. А существующее с 2001 года хозрасчетное контрольное предприятие при Минстройархитектуры, в структуру которого входит стеклозавод, перерасхода не видело... Или еще. Нынче руководство «Немана» при поддержке Правительства предлагает провести модернизацию производства. Среди прочих мероприятий — реконструкция линии приготовления шихты. Точнее, полная ее замена на новую немецкого производства и стоимостью 3 млн. долларов. Но главная ценность линии — дозаторы с компьютерным управлением. Их приобрести, конечно, имеет смысл. Но зачем везти из–за рубежа бункеры из листового железа, транспортер, контейнеры для перемещения шихты по заводу, если все это делается в стране? Экономия при этом выйдет немалая. И именно министерские контролеры, убежден Президент, должны были сделать всесторонний анализ проекта, чтобы сделать его оптимальным.

Впрочем, к идее создания самостоятельных контрольных предприятий с одобрением отнеслись далеко не все министерства. Минсельхозпрод, штатная контрольная служба которого насчитывает более 250 человек, считает, что этого вполне достаточно для эффективной работы. Министр связи Владимир Гончаренко также уверен, что традиционной контрольной структуры ему вполне достаточно. Методика ее работы отработана: в течение года половина подконтрольных предприятий проверяется комплексно, половина — документально. В итоге раз в два года каждое из них подвергается комплексной проверке. А разбор итогов, о чем одобрительно отозвался Александр Лукашенко, напоминает больше не публичную порку, а скорее учебу. В присутствии руководителей всех подразделений отрасли разбираются недостатки проверенной структуры, анализируются их причины. Для остальных управленцев эта информация становится страховкой от вероятных типичных ошибок.

Перспектива создания контрольных предприятий может показаться целесообразной разве что ведомствам с малой численностью штатных контролеров. В Минпроме, например, их всего 8. Но министр Анатолий Русецкий отметил, что и решения о некотором увеличении численности контрольного аппарата было бы вполне достаточно.

Президент также склонился к мысли, что создавать дополнительные самостоятельные контрольные структуры сегодня не имеет смысла. В указе нужно четко прописать функции и полномочия КРУ и КРО министерств, откорректировать их численность, прописать порядок взаимодействия и обмена информацией с органами вневедомственного контроля. «Необходимо четко систематизировать всю контрольную деятельность в стране», — подчеркнул Президент. А для того, чтобы облегчить нагрузку на бюджет, структуры ведомственного контроля необходимо наделить правом ведения хозрасчетной деятельности, оказывая аудиторские услуги. Пока на этом поле играют лишь частные структуры. Но и госорганизациям в процессе открытой конкуренции необходимо искать на нем свои ниши. Все эти моменты будут прописаны в новом проекте указа Президента, который Александр Лукашенко распорядился подготовить в кратчайший срок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter