Ни мира, ни войны?

Что будет с непризнанными республиками
Что будет с непризнанными республиками

Сегодня в Госдуме пройдут слушания по непризнанным республикам в СНГ. Представители Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья проторенными дорогами приехали в Москву. Никто, разумеется, не ожидает, что российские депутаты удовлетворят просьбу этих образований и признают их независимость, как это сделали их западные коллеги в отношении Косово. Официальная позиция России состоит в одинаковом признании территориальной целостности как Сербии, так и Грузии с Молдовой. «Но «руку помощи» непризнанным государствам решено протянуть», — отмечает в своей статье–анонсе российская газета «Аргументы и факты».

Когда над Приштиной был поднят новый сине–звездный флаг, а в Белграде в посольском районе произошли известные события, вспомнились слова некоторых политологов об эффекте домино: мол, вслед за Косово, как костяшки домино, посыплются провозглашения и признания других сепаратистских регионов планеты (кто–то подсчитал, что таковых порядка 200). За этим неминуемо последует ужесточение противодействия центральных властей и, согласно советскому фольклору, начнется такая борьба за мир, что камня на камне не останется. В общем, ждите...

По понятным причинам с особым интересом ожидались события в СНГ, где есть сразу несколько замороженных конфликтов. Непризнанные республики дежурно, как и обещали, обратились к России за международным признанием. Но и их случай, и, с еще большей очевидностью, прецедент Косово показывают, что далеко не все зависит от желания тех, кто хочет провозгласить свою независимость. Нужно, чтобы кто–то также хотел ее признать, как это было в случае США и западноевропейских государств, заранее пообещавших косоварам свою поддержку. Сухуми, Цхинвали и Тирасполь такой поддержкой из Кремля не заручились. Тем не менее очевидно, что Москва намерена несколько изменить свою политику в отношении этих территорий. Слушания в Госдуме — это знак: существующий статус–кво не вечен. Владимир Путин пришел к власти в России, когда еще бушевала Чечня. Новый Президент России Дмитрий Медведев начнет свою работу на этом посту в изменившихся реалиях.

Сегодняшнюю тактику Москвы по отношению к непризнанным республикам можно сравнить с той установкой, которой в 1918 году придерживался нарком Троцкий на переговорах с немцами: «Войну прекращаем, но мир не подписываем». Только что российский МИД снял существовавший в СНГ в 1996 года запрет на торгово–экономические, финансовые, транспортные и иные связи с Абхазией по государственной линии. Глава Абхазии Сергей Багапш надеется, что это решение будет способствовать более тесной экономической интеграции с Россией. Проведение в 2014 году в соседнем Сочи зимней Олимпиады открывает заманчивые возможности для абхазов.

Любопытно в связи с этим сообщение, что Грузия намерена подать в Страсбургский суд по правам человека иск против России с требованием компенсации за потерю в Абхазии. Речь идет о 20 миллиардах долларов, из них 5 миллиардов — это компенсация беженцам утраты частной собственности, остальное — потери государства. Российские СМИ назвали это требование «контрибуцией за «аннексию». Не верится, что кто–то в Тбилиси готов отказаться от Абхазии даже за такие деньги, но внешне все напоминает торг.

Россия также четко артикулирует свои интересы: она не хочет, чтобы Грузия и Молдова вступили в НАТО. Представитель России при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин в интервью германскому журналу «Шпигель» заявил: «Если под давлением США Грузия станет членом НАТО, то это будет ее концом как суверенного государства. Ведь две ее провинции, Абхазия и Южная Осетия, не войдут в западный альянс. Она окончательно потеряет эти регионы». Не сгущает ли краски Дмитрий Олегович? А если Грузия «не выйдет»? Сухуми и Цхинвали вернутся в Тбилиси? Сомнительно.

Президент Молдовы Владимир Воронин, уловив стремление России остановить продвижение НАТО, в интервью российской газете «КоммерсантЪ» поспешил объявить, что Москва готова гарантировать восстановление территориальной целостности Молдовы в обмен на ее отказ от вступления в Североатлантический альянс. Российскую реакцию на эти слова наверняка можно будет услышать на сегодняшнем заседании Госдумы. Директор московского Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что гарантии территориальной целостности Молдовы станут успехом для России с точки зрения геополитики. «Россия выиграет очень много — она впервые разрешит хоть какой–то конфликт на постсоветском пространстве, причем мирными способами», — поясняет политолог. Кроме того, по его словам, такой шаг будет выгоден России «с точки зрения борьбы за СНГ, так как ГУАМ исчезает». Игорь Бунин считает, что шанс есть, хотя бы потому, что «бизнес в Приднестровье желает легитимизировать свои деньги, свою собственность, а без Молдовы это невозможно».

Несмотря на прецедент Косово, радикальные перемены в ситуации с замороженными конфликтами на территории СНГ сегодня вряд ли возможны, но ситуация не может не меняться.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter