Ни к селу, ни к городу

На север от Гродно, по направлению к литовскому Друскининкаю, на холмах раскинулся новый частный жилой массив Зарица–Грандичи...

На север от Гродно, по направлению к литовскому Друскининкаю, на холмах раскинулся новый частный жилой массив Зарица–Грандичи. До недавнего времени он считался сельским, но полтора года назад отошел к городу. Смена прописки, однако, пока никак не повлияла на развитие инфраструктуры и благоустройства поселка. Напротив, многие улицы оказались забытыми: на территории Гродненского района они уже не числятся, а к городу еще не присоединены. Бесхозные дороги — в ямах, ухабах и непролазном болоте — так и стоят нетронутыми. А к домам не может доехать даже «скорая»...


Об этой проблеме рассказали жители поселка Зарица–Грандичи, которые принесли в гродненский корпункт «СБ» тревожное письмо, подписанное 24 хозяевами домов с улиц Городская, Весенняя, Колхозная, Айцовская, Праздничная, Липеньская и других.


— Я начал строиться на Липеньской почти 15 лет назад, — о наболевшей теме житель дома № 11 Георгий Раицкий готов рассказывать долго. — К тому, что нет центральной канализации, а воду приходится пить из самодельного колодца, загрязненного нитратами, поневоле пришлось привыкнуть. Еще одна беда — отсутствие нормальной дороги. Ведь это единственный путь, связывающий нас с отдаленным городом. Не говорю об асфальте и тротуарах... Засыпали хотя бы глубокие лужи и ямы, в которых застревают машины.


Жилой массив Зарица–Грандичи я нашел не сразу: по дороге так и не встретил ни одного дорожного указателя. После монотонной трясучки на легковом автомобиле наконец–то вырулил на улицу Городскую. Название ее звучит издевательски: тут ничто не напоминает о городе. Ехать дальше я не решился бы даже на грузовике: кругом грязь по колено. Свернул в сторону, но и там хоть на вездеходе передвигайся...


Неужели об этой проблеме не знают местные власти? Оказывается, еще несколько лет назад прежний хозяин территории — Гродненский райисполком — взялся за подготовку проекта строительства улиц в поселке Зарица–Грандичи. В его разработку вложили десятки миллионов рублей, да все без толку. Проект почему–то бросили на полку, а когда пришло время передачи улиц под город, все бумаги отдали туда. Тогда и выяснилось, что документация «сырая».


В администрации Ленинского района Гродно объяснили, что проект не может быть принят к исполнению «по причине отсутствия вневедомственной экспертизы, сроков давности изготовления, а также отсутствия подземных уличных коммуникаций». Теперь надо делать проект по–новому. А кто же тогда понесет ответственность за то, что предыдущий документ «съел» уйму бюджетных денег и оказался никому не нужным?


Пока старый и новый хозяева разбираются, как быть с жилым массивом, его жители продолжают месить там грязь.


— Каждое утро мне к семи часам надо быть на работе. До ближайшего троллейбуса — четыре километра. Как дойти туда в темноте по бездорожью? — сокрушается еще один житель улицы Липеньской Мечислав Снацкий.


Может, новым горожанам из Зарицы–Грандичей поможет «Ремстройавтодор», который обслуживает городские улицы? В голосе главного инженера предприятия Виктора Левановича энтузиазма не слышно:


— Я недавно побывал в этом микрорайоне и был немало удивлен его ужасным состоянием. По сути, там многие улицы так и остались необустроенными полевыми дорогами, где даже грейдер может увязнуть в болоте. Но и в таких условиях наше предприятие готово привести проезжую часть в порядок. Однако это будет возможным лишь после того, как улицы наконец–то обретут хозяина. Иначе мы не можем приступить к работе.


Получается замкнутый круг? И таких проблем после присоединения к городу более двух десятков деревень и поселков немало. Стирание граней, к сожалению, затянулось. Я побывал в единственном в Грандичах продовольственном магазине.


Он так и не стал городским. Более того, такой мрачный вид и скудный выбор товаров теперь и на селе редко где встретишь.


Но даже до него жителям микрорайона Зарица–Грандичи приходится добираться три километра. Упорно преодолевая полосу препятствий...


Кстати


В апреле 2008 года к Гродно были присоединены 24 близлежащих деревни и поселка. Территория города после укрупнения увеличилась в 2,2 раза, а население выросло на 10,8 тысячи человек.


Компетентно


Первый заместитель главы администрации Ленинского района г. Гродно Владимир Кузьменков:


— Если бы нашему району передали только один проблемный сельский жилой массив, давно решили бы там все вопросы... И все же движение заметно. Например, изготовлена и прошла экспертизу проектная документация на строительство магистрального водопровода Мясокомбинат — Зарица–3, работы там планируем начать в 2010 году. Также заканчивается изготовление документации на устройство уличных сетей в микрорайоне Зарица–Грандичи. И, конечно, не забываем о дорогах: проект их строительства тоже в стадии разработки.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter