Незадействованные возможности аграрного потенциала

ОСНОВА высокоэффективного функционирования аграрной отрасли Беларуси была заложена еще во времена Союза ССР. В результате, как ни в одной стране СНГ, в республике создана богатая инфраструктура аграрного производства. Успешно развивается сельскохозяйственное машиностроение, работают три предприятия химической индустрии, способные при достаточном обеспечении сырьевыми ресурсами в полном объеме снабжать земледельцев азотными, калийными и частично фосфорными удобрениями. Выведены высокопродуктивные отечественные сорта практически всех возделываемых в условиях республики сельскохозяйственных культур, широко используется лучший зарубежный генофонд. Только по зерновым культурам в Государственный реестр ныне включено 186 сортов, а за последние три года в Государственном сортоиспытании урожайность озимой ржи достигала 111 центнеров, озимой пшеницы — 117, картофеля — 625, сахарной свеклы — 1200 центнеров с гектара. Даже при реализации в производстве 50 процентов этого потенциала, что вполне реально, нынешний уровень плодородия почв и технико-технологическое обеспечение растениеводства позволяют получать в среднем по республике не менее 50 центнеров кормовых единиц фуража с гектара сельскохозяйственных угодий, 300 — картофеля, 600 центнеров сахарной свеклы и адекватную продуктивность других сельскохозяйственных растений. Из всех республик бывшего Союза ССР в Беларуси наибольшее развитие получило промышленное животноводство в виде комплексов и птицефабрик. Только в 2010 году сдано в эксплуатацию 118 новых молочно-товарных ферм, оснащенных новейшими техническими средствами с компьютерными системами управления. Сохранена и получила дальнейшее развитие сельскохозяйственная наука. В расчете на душу населения основных видов сельскохозяйственной продукции, кроме зерна, республика занимает первое место среди стран СНГ, по производству мяса сравнялась с Германией, а по молоку примерно вдвое превышает основные развитые в аграрном отношении страны.

Используя старые подходы, решать принципиально новые задачи АПК невозможно.

ОСНОВА высокоэффективного функционирования аграрной отрасли Беларуси была заложена еще во времена Союза ССР. В результате, как ни в одной стране СНГ, в республике создана богатая инфраструктура аграрного производства. Успешно развивается сельскохозяйственное машиностроение, работают три предприятия химической индустрии, способные при достаточном обеспечении сырьевыми ресурсами в полном объеме снабжать земледельцев азотными, калийными и частично фосфорными удобрениями. Выведены высокопродуктивные отечественные сорта практически всех возделываемых в условиях республики сельскохозяйственных культур, широко используется лучший зарубежный генофонд. Только по зерновым культурам в Государственный реестр ныне включено 186 сортов, а за последние три года в Государственном сортоиспытании урожайность озимой ржи достигала 111 центнеров, озимой пшеницы — 117, картофеля — 625, сахарной свеклы — 1200 центнеров с гектара. Даже при реализации в производстве 50 процентов этого потенциала, что вполне реально, нынешний уровень плодородия почв и технико-технологическое обеспечение растениеводства позволяют получать в среднем по республике не менее 50 центнеров кормовых единиц фуража с гектара сельскохозяйственных угодий, 300 — картофеля, 600 центнеров сахарной свеклы и адекватную продуктивность других сельскохозяйственных растений. Из всех республик бывшего Союза ССР в Беларуси наибольшее развитие получило промышленное животноводство в виде комплексов и птицефабрик. Только в 2010 году сдано в эксплуатацию 118 новых молочно-товарных ферм, оснащенных новейшими техническими средствами с компьютерными системами управления. Сохранена и получила дальнейшее развитие сельскохозяйственная наука. В расчете на душу населения основных видов сельскохозяйственной продукции, кроме зерна, республика занимает первое место среди стран СНГ, по производству мяса сравнялась с Германией, а по молоку примерно вдвое превышает основные развитые в аграрном отношении страны.

В ПОСЛЕДНЕЕ время все чаще говорится о необходимости задействовать экономические рычаги в сельскохозяйственном производстве. В животноводстве, например, — это оптимизация структуры кормового поля, так как наращивание объемов молока и мяса в первую очередь должно осуществляться за счет дешевых травяных кормов. Как это лучше сделать? Свою точку зрения в «БН» уже высказали ученые, а насколько такой потенциал дает экономический эффект, мы показали на примерах агрокомбинатов «Дзержинский» и «Снов».

Но повышение отдачи требуют и другие отрасли, о чем говорилось во время недавней рабочей поездки Президента страны Александра Лукашенко в Ивацевичский район.

Как задействовать неиспользованные до сих пор резервы? Насколько старые подходы сдерживают решение принципиально новых задач агропромышленного комплекса? Что является главной помехой в достижении поставленной цели? Ответы на эти и другие вопросы сегодня дает академик Леонид КУКРЕШ.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ комплекс в полной мере обеспечил продовольственную независимость государства, вошел в число крупнейших экспортеров мясо-молочной продукции. Обладая 0,4 проц. мирового объема пашни, Беларусь занимает четвертое место в мире по экспорту масла животного, пятое — по сухому обезжиренному молоку и твердым сырам.

Сформированные на этапе возрождения белорусского села механизмы хозяйствования позволили добиться существенных успехов, однако их оказалось недостаточно для решения важнейшей рыночной проблемы — укрепления экономики сельскохозяйственных организаций. Ныне дефицит финансовых средств является главным препятствием полномасштабной реализации производственных программ отрасли. В перспективе ситуация может осложниться еще больше, поскольку в рамках Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, действующего в рамках нормативно-правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривается поэтапное снижение уровня государственной поддержки с 16 проц. в 2011 году до 10 проц. в 2016-м к валовой стоимости сельскохозяйственных товаров. Потребует существенного сокращения издержек в АПК и намечающееся вхождение республики в ВТО.

Поэтому важнейшая задача сегодня — существенно улучшить аграрную экономику, наращивая на инновационной основе производство продукции. Нужно научиться самим зарабатывать деньги. Решить ее непросто, но вполне реально.

ЧТО является главной помехой в достижении намеченной цели? Уверен, вопреки сложившемуся мнению, это не природные условия, не дефицит материальных ресурсов и финансовых средств, а отсутствие достаточного понимания у руководителей аграрной отрасли всех уровней, что решить принципиально новую задачу нельзя при старых организационных и технологических подходах. И что сегодня и на перспективу приоритет следует придать более полному использованию внутренних резервов, а не уповать на бюджетные средства как на основной источник финансирования. Альтернативы этому в отрасли нет.

С учетом чрезвычайной важности данной проблемы требуется существенно повысить эффективность использования всей инфраструктуры аграрной отрасли, осуществить поэтапное реформирование АПК посредством совершенствования организации производства, технических и технологических решений, широкого внедрения механизмов, присущих рыночным методам хозяйствования. А других сегодня быть не может, поскольку основная сущность рыночной экономики — зарабатывание каждым субъектом денег посредством производства продукции, выручка от реализации которой должна превышать затраты.

Комплексный характер мер по повышению экономической эффективности работы сельскохозяйственных организаций требует корректировки практически всех направлений деятельности АПК. Важнейшие их них, составляющие целостную систему организационно-технологических мероприятий, следующие.

1. Изменение приоритетов в оценке работы сельскохозяйственных организаций и регионов, их руководителей и специалистов. Уже неоднократно отмечалось, что сложившаяся ныне ориентация исключительно на производственные показатели (вал продукции, урожайность культур, продуктивность животных) не побуждает сельхозпроизводителей к использованию экономически целесообразных механизмов хозяйствования. Деятельность организаций и регионов, в сущности, превращается в соревнование за урожаи, надои и привесы. Наращивание продуктивности обеспечивается любой ценой, непомерным потреблением кредитных ресурсов, без анализа экономических показателей и прогноза возможных отрицательных последствий. В результате по итогам производственной деятельности между уровнем полученной валовой продукции и показателями экономической эффективности нет прямой связи. Наоборот, есть примеры, когда лучшие по результатам производственной деятельности регионы имеют худшие экономические показатели.

Поэтому в качестве основного (а лучше единственного) критерия оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов предлагается ввести объективный интегрированный экономический показатель — прибыль в расчете на 1 балло-гектар кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий с корректировкой на условия ее формирования. Например, по итогам 2010 года наибольшим (13,7 тыс. рублей) он был у аграрников Брестской области, в условиях рыночных механизмов хозяйствования они и заслуживают наивысших почестей и поощрений. На втором месте Гродненская область, близка к ней Минская (10,8 и 10,5 тыс. рублей соответственно). Наименее эффективно, почти вдвое хуже республиканского уровня, работали сельскохозяйственные организации Витебской области (5,3 тыс. рублей).

Приоритет экономических показателей позволит создать эффективный механизм объективной оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции исключительно на инновационной основе посредством использования рекомендуемых наукой и передовой практикой наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов. При этом будут максимально реализованы внутренние резервы аграрной отрасли, при сложившемся уровне государственной поддержки агропромышленный комплекс страны сможет функционировать рентабельно на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство.

2. Совершенствование системы оплаты труда. Экономические механизмы, ставка на прибыльность в сельскохозяйственных организациях могут успешно работать лишь в том случае, если их руководители будут лично заинтересованы в этих процессах.

В настоящее время система оплаты труда в сельскохозяйственных организациях не стимулирует ни руководителей, ни трудовые коллективы на достижение высоких экономических показателей. Нередко руководители экономически отсталых хозяйств имеют зарплату выше, чем эффективно работающих. Заложенное в советский период требование к руководителю «работай на общество, а не на свой карман» не пригодно в рыночной экономике. Ныне необходимо создать такую экономико-правовую среду, в которой бы каждый работник мог на законной основе высокопрофессиональным трудом обогатить свой карман. В этих целях требуется реализовать заложенный еще в Государственной программе возрождения села механизм выделения руководителям и специалистам сельхозпредприятий весомой части дополнительной прибыли (рассчитанной в сопоставимых ценах), полученной хозяйством в результате их деятельности по итогам отчетного года в сравнении с предыдущим. В убыточных хозяйствах это уменьшение убытка за аналогичный период. Полученный таким образом бонус должен быть достаточно высоким, в эффективно работающих сельскохозяйственных организациях измеряться десятками и даже сотнями миллионов рублей. Например, в СПК «Снов» Несвижского района чистая прибыль в 2010 году возросла по сравнению с предыдущим на 2861 млн. рублей. И вполне справедливо было бы за высокий профессионализм и нелегкий управленческий труд выделить руководителю и специалистам хотя бы 10 проц. дополнительной прибыли — 286 миллионов рублей. В СПК «Октябрь-Гродно имени В. И. Кремко» Гродненского района этот фонд стимулирования составил бы 380 млн. рублей. Много, но заслуженно, ориентир для других.

При реализации изложенного принципа существенно изменилась бы практика формирования кадрового состава специалистов сельскохозяйственных организаций. Уменьшилось бы число занятых в управленческой сфере. Руководитель подобрал бы не просто штатных работников, а деловых партнеров, способных реализовать самые эффективные экономические программы.

К экономическим результатам на каждом производственном участке, а еще лучше на индивидуальном уровне, должна быть привязана и заработная плата трудового коллектива. Этого можно достичь через внедрение жестких механизмов коммерческого хозяйственного расчета, без которого нельзя серьезно рассуждать о существенном укреплении экономики сельскохозяйственных организаций.

3. Разграничение функций государственного и хозяйственного управления в аграрной отрасли. Просто провозгласить приоритет экономики в аграрном секторе и даже заинтересовать руководителей в его реализации недостаточно для достижения намеченной цели. Успешная работа экономических принципов возможна лишь в том случае, если руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций получат реальное право самостоятельно избирать наиболее выгодные организационные и технологические механизмы хозяйствования. Разумеется, с учетом интересов государства. А для этого требуется четко разграничить функции государственного и хозяйственного управления сельскохозяйственными организациями.

Попытка решить эту проблему уже предпринималась Правительством. Его постановление от 11.12.2002 года № 1716 требовало от облисполкомов и Минского горисполкома «обеспечить соблюдение законодательства Республики Беларусь в части запрещения вмешательства в хозяйственную и иную деятельность организаций, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию». К сожалению, его положения остались на бумаге. И ныне управление повседневной деятельностью субъектов АПК в районах осуществляется по типу «большого колхоза» посредством селекторных планерок, часто ежедневных, а в отдельные периоды и по два раза в день. На этой основе подавляется деловая инициатива руководителей и специалистов хозяйств по определению направлений и технологий производства, в выборе рынков сбыта. На них возлагается лишь ответственность за выполнение поручений, которые не всегда отличаются компетентностью их авторов. Поэтому представляется целесообразным разграничить функции государственного и хозяйственного управления в аграрной отрасли. За органами государственного управления оставить мониторинг аграрного законодательства и участие в его разработке; обоснование стратегии развития и формирование целевых производственных программ; прогнозирование и координацию развития отраслей АПК, регулирование продовольственных рынков; организацию аграрного образования и подготовки кадров; реализацию единой государственной политики в области семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации земель; государственный контроль в области ветеринарии, защиты растений, технадзора, охраны труда и техники безопасности; координацию работ по созданию в республике новой сельскохозяйственной техники; организацию научного обеспечения отрасли и внедрения в сельскохозяйственное производство достижений научно-технического прогресса. Непосредственное же управление производством — функция самих хозяйств и их объединений. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных организаций может и должно осуществляться лишь в пределах обеспечения санитарно-гигиенического и экологического благополучия страны, в сфере соблюдения законодательства.

По моему мнению, для создания эффективной модели управления производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, сочетающей государственные распорядительно-контрольные функции с самостоятельностью субъектов хозяйствования, требуется:

— реализовать прозрачный механизм распределения средств государственной поддержки субъектов хозяйствования АПК с учетом объемов и условий производства сельскохозяйственной продукции;

— разместить в сельскохозяйственных организациях и регионах заказ на все необходимые государству виды сельскохозяйственной продукции в объеме полной потребности с учетом страховых запасов, обеспечить его оформление договорами с уполномоченными государством заготовительными организациями; субъекты хозяйствования обеспечивают себя сырьевыми ресурсами самостоятельно на основе договоров с сельхозпроизводителями;

— предоставить реальное право производимую сверх государственного заказа продукцию реализовать субъектам хозяйствования АПК самостоятельно;

— через межрегиональные и республиканские внешнеторговые организации оказать помощь производителям в реализации наиболее значимых видов сельскохозяйственной продукции.

Приведение объемов производства сельскохозяйственной продукции в соответствие с внутренними потребностями государства и потенциалом внешних рынков позволит эффективно распорядиться природными и материально-энергетическими ресурсами страны для укрепления экономики отрасли, а предоставление самостоятельности хозяйствующим субъектам АПК в выборе организационных, технических и технологических решений создаст условия для реализации профессионального потенциала руководителей и специалистов, повысит ответственность за экономические результаты их деятельности, конкретизирует направления работы органов государственного управления в сельскохозяйственной сфере.

4. Совершенствование системы земледелия. Именно в этой отрасли зарождается аграрная экономика. Все упущения в ней неизбежно отрицательно сказываются на животноводстве. В настоящее время здесь есть большие резервы.

Годами сформированные тенденции в развитии аграрной отрасли привели к созданию системы земледелия, в которой лимитируется реализация генетического потенциала продуктивности сортов сельскохозяйственных культур, в большей мере зерновых, требуются высокозатратные технологии их возделывания.

Вследствие грубых нарушений требований севооборотов и высоких в связи с этим затрат на удобрения и средства защиты растений к 2010 году даже с учетом поддержки государством стало нерентабельным зерно, важнейшая продукция растениеводства. При наличии почти 90 проц. злаковых культур, включая кукурузу, и смесей с содержанием злаков в посевной площади в климатических условиях Беларуси зерновое поле не может быть экономически эффективным. Для понимания этой простой истины не требуются глубокие агрономические знания.

Вследствие сокращения производства навоза в условиях промышленного животноводства уже многие годы нет роста плодородия почв, а в последние 15 лет даже наметилась тенденция снижения содержания гумуса в них, хотя это важнейший показатель эффективного земледелия. В таких условиях существенным резервом являются бобовые многолетние травы, один гектар которых оставляет в почве до 30 тонн растительных остатков, не уступающих по качеству навозу.

К сожалению, ситуация в земледелии в последние годы не улучшается. Наоборот, посевная площадь многолетних трав, облагораживающих в условиях республики севооборот, оставляющих в почве до 100 (клевер) и до 200 (люцерна) кг/га азота, сокращается. Практически исчез зеленый конвейер — гарант здоровья и высокой продуктивности скота в летний период, наилучший предшественник для озимых зерновых. Отношение к зернобобовым культурам самое негативное. Зато почти каждый четвертый гектар пашни в республике занят кукурузой, что не имеет мировых аналогов.

Безразличное отношение к многолетним травам и зернобобовым культурам привело к развалу их семеноводства, которое ныне находится в ведении регионов. Следовательно, и в ближайшей перспективе будут проблемы с расширением посевов этих чрезвычайно важных для повышения плодородия почв и укрепления кормовой базы культур.

Сложившаяся ситуация в земледелии проанализирована специалистами Минсельхозпрода совместно с Национальной академией наук. На основе новейших достижений отечественной науки и практики, зарубежного опыта выработаны новые подходы, которые с некоторой корректировкой одобрены на совещании с участием Премьер-министра и руководителей областей в г. Смолевичи. Остается надеяться, что в полной мере они будут реализованы уже в следующем году.

(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter