Несуны амбарного масштаба

О расходовании бюджетных средств

Что можно украсть на молочной ферме? Лампочку, пару литров молока, ведро навоза? Копейки. А ведь крадут на миллионы и миллиарды! Это подтвердили итоги специальных мероприятий Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Проверялась (и проверки продолжаются) обоснованность расходования кредитных и бюджетных средств, выделенных на строительство и реконструкцию молочнотоварных ферм.


О чем идет речь? О нашем с вами процветании. Не сочтите пафос чрезмерным. Напомню, что в недавнем интервью российскому телеканалу Президент среди наиболее впечатляющих успехов белорусской экономики назвал объем продовольственного экспорта: 5 млрд. долларов. Напомнив, что еще относительно недавно продуктовые полки наших магазинов были пусты.


Сегодня Беларусь — среди ведущих мировых экспортеров мясной и молочной продукции. Это пришло не само собой. Только за 2005 — 2010 годы в стране построено 235 современных молочнотоварных ферм, где содержатся 150 тысяч голов дойного стада, в год дающих более 800 тысяч тонн молока. Реконструировано полторы тысячи ферм. Это стоило немалых усилий и больших денег.


Но и этого мало. Молокопроводами обеспечено менее 70 процентов дойного стада. Зато в прошлом году имелось 430 ферм, на которых 66,3 тысячи коров (9,3 процента стада страны) доились в ведра! Этим фермам по 40 лет! Вот в чем смысл госпрограммы «О реконструкции и техническом переоснащении молочнотоварных ферм», на которую только в 2012 году было ассигновано около 3,5 триллиона рублей. Крестьяне должны работать комфортно и производительно, скот — достойно содержаться, а экономика деревни — развиваться и увеличивать экспорт. Наверное, эти деньги можно было бы направить на повышение зарплат. Но они были инвестированы, чтобы вернуться в заработки учителей и врачей позже. Отчасти мы все жертвуем.


...Некоторые итоги проверки сообщил редакции заместитель начальника управления ГУБЭП МВД подполковник милиции Александр Евсюков. Выявлено около 10 преступлений. 2 уголовных дела возбуждено в отношении главного специалиста департамента контроля и надзора за строительством по Гродненской области Г. — по фактам получения взяток и нарушений в ходе реконструкции ферм. В деле фигурирует около 20 млн. рублей. Примерно столько же — в деле против прораба МПМК–155 В., речь идет о хищении бюджетных средств тоже на строительстве и реконструкции ферм.


В Речицком районе проводится доследственная проверка по выплате 150 миллионов рублей на основании фиктивных договоров подряда. В Шкловском районе предотвращен ущерб заказчику, ЗАО «Амкодор–Шклов», более чем на полмиллиарда рублей. Установлен факт завышения стоимости работ на объекте «Предприятие по производству молока на 1.100 голов с выращиванием ремонтного молодняка на 1.300 скотомест в д. Староселье». Вероятно, к десятку выявленных преступлений добавится еще несколько.


...Вспоминается ход выездного совещания, которое весной прошлого года совместно провели Минский облисполком и Комитет государственного контроля. Объехав с утра несколько хозяйств в двух районах, его участники (районная «вертикаль», директора агропредприятий, главные специалисты) собрались на итоговый разбор полетов в клубе поселка Кривичи Мядельского района.


Разговор состоялся жесткий. «Не справляетесь — работайте по выходным!» — распекал Александр Замжицкий, первый зампред Минского облисполкома руководителя минского проектного института. Типовых проектов практически не было: каждая ферма требовала индивидуального подхода. Институт не справлялся. А платили ему нерегулярно. Многие хозяйства и собственными средствами не располагали, и банками кредитовались неохотно — в силу своей финансовой неустойчивости. При этом реконструкция старых ферм шла параллельно со строительством новых. Инвестиционный бум порождал, в свою очередь, дефицит строителей. Все происходило в предпосевную кампанию. Не каждому руководителю хватало разворотливости и опыта за всем поспевать.


Вот какой клубок проблем — не только в Минской области, по всей стране! — приходилось решать аграриям. Они работали с немалым напряжением, но сделали не все, что было предписано. Планировалось, что за год будет реконструировано 1.200 ферм, в реальности оказалось меньше: 723 — около 60 процентов. За это, конечно, спросят, но по–житейски грех можно понять и отчасти простить.


Однако прощения не заслуживает наглое воровство, которым модернизация ферм кое–где сопровождалась. Я бы сказал, это воровство с особым цинизмом. У кого тащат? У сельчан, у крестьян, людей по определению небогатых, которые для нас же стараются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter