Вместе с работниками Транспортной инспекции проверили, какие нарушения допускают владельцы маршруток

«Нерегулярные перевозки остаются проблемой»

Незаконное переоборудование автомобилей, отсутствие договора страхования пассажиров и техосмотра: вместе с работниками Транспортной инспекции мы проверили, какие нарушения допускают владельцы маршруток

Куда не летят сегодня самолеты и не едут даже поезда, туда желающих с ветерком доставят маршрутки. Однако безопасность таких поездок порой оставляет желать лучшего: в погоне за количеством пассажиров и выполненных рейсов водители нередко лихачат, оборудуют машины дополнительными местами, позволяют людям ехать стоя и даже… участвуют в автогонках. Нередко маршрутки попадают в сводки ГАИ. Еще на слуху авария с участием автомобиля такси и автобуса на проспекте Независимости в Минске, в которой пострадали шесть человек. Поэтому соблюдение Правил автомобильных перевозок пассажиров постоянно контролируют работники Транспортной инспекции. Чтобы узнать, какие нарушения в этой сфере случаются чаще всего, к ним присоединилась корреспондент «Р».

Регулярные перевозчики реже допускают нарушения Правил пассажирских перевозок.

Поле для махинаций

Адрес улица Кирова, 2, отлично известен всем, кто пользуется услугами автомобильных перевозчиков: отсюда пассажирские микроавтобусы уходят в разных направлениях. Еще по дороге туда Александр Сирисько, начальник отдела контроля перевозок пассажиров управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области, обращает наше внимание на белый микроавтобус и предполагает, что он, являясь нерегулярным перевозчиком, выполняет постоянные рейсы. Оказывается, такая проблема никуда не делась, несмотря на Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», призванный упорядочить хаотичное движение маршруток. Напомним: в соответствии с ним тем, кто намеревается трудиться на этой ниве законно, следует заключить договор на регулярные перевозки, после чего придерживаться расписания движения, маршрута, выполнять требования режима труда и отдыха, установить навигационное оборудование, которое позволяет контролировать соблюдение Правил дорожного движения. Разумеется, это подразумевает оформление дополнительных документов, финансовые издержки. Имеют право на существование и нерегулярные перевозки: туристические поездки, свадьбы, похороны, экскурсии. В этом поле предпочли остаться и некоторые предприниматели, фактически выполняя регулярные рейсы. При виде работников Транспортной инспекции лицо водителя становится грустным. Что ж, на то имеются причины.

— При проверке документов обращаем внимание на водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, наличие разрешения на допуск к участию в дорожном движении, заказ-наряд на фрахтование, страховку на машину и договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром, — листая бумаги, комментирует Александр Вадимович. — Этот заказ-наряд заполнен безобразно — практически не заполнен, что оставляет возможность для различных махинаций. Договор страхования ответственности перевозчика перед пассажирами есть, но отсутствует приложение к нему, где указано, какой именно машины он касается. Вероятно, страховка одна на несколько авто, что резко снижает шансы пассажиров получить компенсацию при возникновении страхового случая. 

При проверке документов обращается внимание на наличие страховки на машину, а также на договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами.

Диван вместо кресел

Тем временем Дмитрий Черешко, специалист I категории отдела контроля перевозок пассажиров, проводит осмотр салона автобуса, чтобы проверить количество мест. По техпаспорту в этом авто их должно быть 15. Однако в последнем ряду сиденья демонтированы, а вместо них устроено некое подобие дивана — поролон под покрывалом. Он даже не закреплен, то есть при резком торможении сидящие там пассажиры просто покатятся по салону. Между тем внесение изменений в конструкцию авто допускается, однако оно должно быть согласовано с соответствующими органами, о чем засвидетельствует специальная отметка в техпаспорте. В данном случае ее нет.

— Это сделали, чтобы сумки складывать, — недовольно поясняет водитель. 

В любом случае такое багажное отделение не предусмотрено заводом-изготовителем. 

— Переоборудование — это серьезное нарушение, которое влияет на безопасность пассажиров, — заверяет Александр Сирисько. — За него придется ответить индивидуальному предпринимателю, выпустившему такой автомобиль на дорогу. Если он не привлекался за аналогичное нарушение в течение года и согласится с ним, может получить лишь предупреждение. 

Лицензии на регулярные перевозки этот субъект хозяйствования не имеет, хотя, похоже, именно ими и занимается. Специалисты еще изучают документы, а в салон уже забираются желающие уехать в Могилев. Правда, водитель их тут же просит выйти, иначе придется объяснять, в какую туристическую поездку они отправляются и кто заказал для них этот автобус. К слову, нерегулярные перевозчики не имеют права выдавать пассажирам билеты: считается, что организованный тур кто-то оплачивает. Поэтому по просьбе командированных выдают они лишь чеки продажи услуги, без указания маршрута и места в салоне, которые бухгалтеры потом не принимают.

— Нарушителю будет выдано предписание об устранении недочетов, срок для этого — не больше месяца, — подытоживает Александр Вадимович.

Недобросовестная конкуренция 

Площадка напротив здания вокзала стремительно опустела: не пропали даром усилия тех, кто схватился за телефон при виде инспекторов. Что ж, меняем место дислокации. 

Следующей нам попалась маршрутка из Молодечно. Водитель в лице не изменился, и это позволяет предположить, что с документами у него все в порядке. Так и оказалось. Проверка бумаг и салона заняла несколько минут, после чего мы взаимно пожелали счастливого пути.


— Нерегулярные перевозки по-прежнему остаются серьезной проблемой, и мы постоянно держим ее на контроле, — констатирует Юрий Супранович, начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области. — Самое главное — это безопасность пассажиров, а у нерегулярных перевозчиков наблюдаются переоборудование автомобилей для увеличения количества пассажирских мест, отсутствие договоров страхования ответственности перевозчика перед пассажирами и другие нарушения. Ряд требований и условий, предъявляемых к регулярным перевозчикам, они игнорируют, уходят в тень по налогам. Ненадлежащее качество оказываемых ими услуг сказывается на имидже государства. Вредят они и регулярным перевозчикам: не связанные графиком движения, за несколько минут до их выезда перехватывают пассажиров. Доказать, что нерегулярный перевозчик работает постоянно, достаточно сложно, а максимальный штраф за первое нарушение, как правило, не превышает 20 базовых величин.

Самовольное переоборудование салона — серьезное нарушение, которое влияет на безопасность пассажиров.

Как сообщили в филиале Транспортной инспекции по Минску и Минской области, с начала года зафиксировано 1077 нарушений Правил перевозок пассажиров маршрутками. 270 из них допущены регулярными перевозчиками, а 807 — их конкурентами, выполняющими автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении. 

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter