Неотложная помощь

У 15 новых детских реанимобилей космические возможности

У 15 новых детских реанимобилей космические возможности


Система «гидропульс» нивелирует тряску при движении: машину может трясти на ухабах, больного ребенка — нет. Случись ЧП, заглохни двигатель — техника будет работать как минимум полтора часа автономно. И, естественно, как и в любом ответственном деле, в мобильной реанимационной палате практически у каждого прибора есть свой дублер, а то и два...


Есть повод вспомнить добрым словом апрельский субботник: именно благодаря заработанным тогда средствам автопарк для самых тяжелых и самых маленьких пациентов увеличивается сразу и чуть ли не вдвое. Столь массового пополнения в новейшей истории белорусской медицины не случалось. Не было у нас еще машин и с такими возможностями. Корреспонденты «СБ» первыми из журналистов заглянули внутрь медицинского «лайнера», который не сегодня завтра поступит на службу в 3–ю минскую детскую клиническую больницу.


«Машина сделана на основе «Фольксвагена», двигатель мощнейший — 165 лошадиных сил. Однако стоимость ее в «снаряженном состоянии» в несколько раз превосходит стоимость самого автомобиля: в комплектации принимало участие как минимум 10 крупнейших мировых производителей!» — проводит для нас беглую экскурсию Петр Романюк, представитель компаний, которые оснащали реанимобиль по специальному, «белорусскому» заказу. В среднем каждый обошелся в 480 млн. рублей. И он того стоит! Всевозможные приборы, мониторы, датчики, портативная аппаратура — есть все, что только придумано для спасения детских жизней. Даже дорогая система «гидропульс», которая нивелирует тряску при движении: машину может трясти на ухабах, больного ребенка — нет. Случись ЧП, заглохни двигатель — техника будет работать как минимум полтора часа автономно. И, естественно, как и в любом ответственном деле, в мобильной реанимационной палате практически у каждого прибора есть свой дублер, а то и два...


«Речь идет о важнейшей системе — оказании неотложной помощи детям, прежде всего новорожденным, — подчеркивает главный детский реаниматолог Минздрава доктор медицинских наук Виктор Курек. — Лет двадцать назад эта система базировалась на принципе «хватай и беги», то есть во главу угла ставился фактор времени. А сейчас во всем мире утвердилась иная концепция — «стой и играй», иными словами: остановись, осмотрись, стабилизируй состояние, начни лечебный процесс, прежде чем транспортировать малыша. Просто схватить тяжелого ребенка в охапку и везти его на обычной машине в центр — немыслимо. Многие из таких деток нуждаются в искусственной вентиляции легких, в поддержании особого температурного режима, в инфузионной терапии и т.д. Короче говоря, необходимо транспортное реанимационное место — машина с хорошим обогревом, с просторным салоном, со всеми техническими условиями, начиная от кювеза и заканчивая специальными шприцами–дозаторами, которые подают лекарства в строго определенных режимах». Помощь «здесь и сейчас» может понадобиться и детям постарше — с тяжелыми вирусными заболеваниями, травмами, бактериальными инфекциями. Кстати, новый реанимобиль изначально задумывался как универсальный, двойного предназначения...


К 10 января поставщики намерены «сдать в эксплуатацию» все 15 машин. Это значит провести с выездными бригадами последний инструктаж — по каким–то нюансам, конструктивным особенностям. Опыта–то, профессионализма нашим детским реаниматологам не занимать. Они и раньше успевали прийти на помощь в нужном месте и в нужный час, пусть не на немецких «лайнерах», а на простеньких российских «Газелях», которые уже через год требовали серьезного ремонта, а еще пару лет спустя — списания. Изношенность автопарка до последнего времени доходила до 90 процентов! В этом, считает Виктор Курек, отчасти виновата белорусская география: «Все областные центры территориально смещены: например, Гродно и Брест находятся практически на границе. В результате путь пробега реанимобиля достигает 250 и даже 300 км. И это при том, что на уровне области он должен делать минимум 750 выездов за год, между районами — 300 — 350. По европейским стандартам плечо пробега не должно превышать 150 км, а у нас получается в 2 раза больше!» На Западе в таких случаях прибегают к монопланам и вертолетам, хотя и жалуются: дорого безумно. Мы к этому не готовы. Но, к счастью, за один субботник можем многое изменить.


Справка «СБ»


В Беларуси 4 уровня оказания неотложной помощи новорожденным:


центральные районные больницы (там нет детских реаниматологов, только «взрослые»), межрайонные родильные дома, в ряде областей — межрайонные отделения интенсивной терапии и реанимации при больницах, где работают специально подготовленные реаниматологи и есть реанимобили, областные детские больницы (при каждой — реанимобили) и областные перинатальные центры, РНПЦ «Мать и дитя», первый из новых реанимобилей направлен туда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter