Нелюдь

Этого жилистого, злого и нелюдимого мужика с колючим взглядом в совхозе «Агитатор» Новгородской области знали многие. Люди боялись его и старались обходить стороной. Марк Шабанов славился крутым нравом и «скорой рукой». То жену ногами изобьет так, что она целый месяц в больнице пролежит, то на конном дворе железным крюком ударит конюха. Жена и двое дочерей всю жизнь прощали кормильцу его конфликты со всем миром. Родные как будто понимали — агрессия, идущая откуда-то изнутри, возникает не просто так.

Предатель развлекался тем, что стрелял по односельчанам

Этого жилистого, злого и нелюдимого мужика с колючим взглядом в совхозе «Агитатор» Новгородской области знали многие. Люди боялись его и старались обходить стороной. Марк Шабанов славился крутым нравом и «скорой рукой». То жену ногами изобьет так, что она целый месяц в больнице пролежит, то на конном дворе железным крюком ударит конюха. Жена и двое дочерей всю жизнь прощали кормильцу его конфликты со всем миром. Родные как будто понимали — агрессия, идущая откуда-то изнутри, возникает не просто так.

Летом 1976 года в деревне Хотимка Шкловского района гуляла свадьба. Кроме квашеной капусты, соленых огурцов, курицы, сарделек, копченой колбасы и, конечно же, самогона, особых яств на столе не наблюдалось. Помимо соседей, на торжестве присутствовали близкие и дальние родственники молодоженов. Среди них был и приехавший к племяннице из Новгородской области Марк Шабанов. Только чувствовал он себя чужим на этом празднике жизни. Потому как сразу же уловил на себе пристальный и заплаканный взгляд одной из присутствовавших женщин...

Крестный сын

Ту ночь 1942 года Лариса Балаханова запомнила на всю жизнь. Едва темнота сковала деревню, как в нее вошли немцы и полицаи. Фонари предательски осветили окна. Спустя несколько минут в их хату зашел Марк Шабанов — мамин крестник. К ужасу 13-летней девочки, он в одно мгновение сбил ее мать с ног и начал пинать ее сапогами, требуя выдать сына-партизана. Не добившись ответа, крестный сын стал убеждать женщину, что он лишь «в образе», а на самом деле ему надо установить связь с народными мстителями. Когда и это не помогло, Марк выволок крестную мать из дома…

Позже знакомые Ларисы передали ей весточку от мамы. Она находилась в Шкловской тюрьме и настоятельно просила дочку беречь себя и прятаться. Так всю оккупацию девочка и просидела, то за печкой, то в погребе… А когда фашисты сожгли дом, Лариса пряталась у соседей. И все это время она пыталась узнать о судьбе матери, пока однажды не рискнула привезти передачу прямо в тюрьму. Дежурный полицай сказал, что мамы уже нет.

Оборотень

Не успели односельчане отгулять свадьбу, как Лариса Балаханова отправилась искать справедливости. Выслушав женщину, следователи управления Государственной безопасности БССР по Могилевской области срочно выслали запрос в Подольский архив Министерства обороны СССР. Их интересовало, проходил ли службу с 1942 по 1946 год в 616-м стрелковом полку рядовой Марк Шабанов.

Ответ из Подольского архива подлил масла в огонь. Оказалось, что рядовой Шабанов, уроженец города Риги, проходил службу в указанном полку, но с 1944 по 1946 год. В то же время чекистам доподлинно известно, что Марк Шабанов, белорус по национальности, родился в деревне Старый Шклов в 1923 году и по документам был призван в ряды Красной Армии в 1942-м. Закономерно возник вопрос: где же пропадал этот человек с начала войны, и зачем ему потребовалось скрывать свою национальность и место рождения?

По делу Марка Шабанова начинается скрупулезная и кропотливая работа. И вскоре подтверждается его причастность к пособничеству фашистам. В документах отдела пропаганды при Верховном командовании немецкой группы армии «Центр» в ведомости на получение довольствия значится унтер-офицер Марк Шабанов. Однако служба в полиции еще не доказывает, что он принимал участие в расстреле мирных граждан.

Подозреваемого арестовывают. Поначалу он все отрицает, но, проведя в камере следственного изолятора КГБ несколько дней, начинает давать первые признательные показания...

…И вышел зверь с лицом человека

В первые дни гитлеровской оккупации Марка отправляют на работу в Германию. Доехав до Орши, он совершает побег и возвращается в родную деревню. Несколько месяцев работает на железнодорожной станции. Однако стремление к лучшей и сытой жизни берет верх, и Шабанов поступает на службу к немцам. Кроме ежемесячной зарплаты в 30 немецких марок и питания, он получает возможность реализовать свое непреодолимое желание властвовать над людьми, оскорблять их и даже убивать.

Так, во время карательной операции в родной деревне, Шабанов с невероятным садизмом лично расстреливает своих односельчан, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей. Чтобы заставить одну из женщин рассказать, где находится партизанский отряд, Марк поджигает платье на теле ее двухлетней дочери и мучительно долго не разрешает гасить пламя. А вскоре уводит обезумевшую от горя женщину к реке и там хладнокровно убивает.

Деревня Хотимка Шкловского района расположена меж гряды холмов. Поэтому, если забраться на самый высокий пригорок, село видно как на ладони. Полицаи любили «баловаться»: поднимались на вершину холма и давали по ничего не подозревавшим деревенским жителям автоматные очереди наугад, в кого попадет шальная пуля. Особенно бесчинствовал в этом деле «лютый» Марк.

В страхе перед зверем в человеческом обличье сельчане прятались кто куда. Но спасались далеко не все. Так, одну девочку пуля Шабанова настигла прямо в доме, срикошетив и попав внутрь его через окно. А еще одну женщину изверг изуродовал, выстрелив ей в подбородок...

В 1943 году немецкими оккупационными силами и карателями Шкловской полиции в деревне Бабичи были арестованы несколько партизан и депутат. Марку поручили конвоировать арестованных. Однако он хладнокровно расстреливает мужчин, так и не доведя их к месту назначения. Спустя всего пару недель убивает у стен бывшей синагоги еще пятерых человек…

Во время карательной операции в деревне Хилец полицаи арестовывают двух мужчин. Их помещают в погреб одного из пустующих домов. На следующий день, боясь расправы, узники пытаются бежать. Но Шабанов не оставляет им никакого шанса. А после расстрела беглецов убивает их жен с грудными детьми…

Цинизму и бесчеловечности «лютого» Марка не было предела. Но эти его качества были высоко оценены немецким командованием. За кипучую деятельность в интересах фашистской Германии Шабанова представляют к награде — Бронзовой медали третьей степени. Стоит уточнить, что подобные награды выдавались лишь за особые заслуги…

«Лютый» Марк с первых дней гордился службой у немцев. Он уверен, что победа за фашистской Германией. Однако когда в июле 1944 года Красная Армия освобождает оккупированные немецко-фашистскими захватчиками белорусские территории, Шабанов с женой и братом присоединяется к отступающим немцам. Вскоре его супруга возвращается домой, а он сам по какому-то невероятному стечению обстоятельств становится рядовым бойцом Красной Армии…

Чекисты не допустили самосуда

Как правило, по делам военных преступников свидетелей остается немного. Поэтому выяснить, где правда, а где вымысел, порой бывает очень сложно.

Вначале Шабанов, да и то лишь сквозь зубы, признавался, что использовал в отношении людей рукоприкладство. Однако постепенно, особенно после очной ставки с одним из своих сослуживцев, когда бывший полицай, уже понесший заслуженное наказание, рассказал не только о том, что делал «лютый» Марк, но и о своих преступных действиях, Шабанов начинает ломаться. Он отлично понимает: доказательства есть, и от возмездия ему уже не уйти…

Следственная группа вывозит Марка на осмотр места преступления. Поначалу Шабанов сохраняет бодрый вид, показывая всем своим поведением, что с радостью готов побывать в родных местах. Однако не учитывает, что в качестве понятых в следственном эксперименте будут участвовать его односельчане.

В один из моментов, когда Шабанов показывал чекистам места своих злодеяний, он с недовольным видом бросил следователям: «Что вы со мной как с куклой играете. Я так не игрался, я по сорок человек за ночь расстреливал».

Услышав реакцию людей на слова Шабанова, следователи не на шутку встревожились. В резких и очень жестких выражениях сельчане требовали отдать им преступника для самосуда. Сотрудники КГБ, чтобы не допустить расправы, начали уговаривать сельчан, и, в конце концов, убедили их проявить выдержку и сдержанность. После того как Шабанов стал невольным свидетелем этой разборки, его тон резко изменился. Высокомерие как ветром сдуло.

Вторая жизнь

Удивительные случаи бывают во время войны. Шабанов оказался в рядах Красной Армии и в ее составе победоносно дошел до Восточной Пруссии. А после Победы вместе с полком отправился служить в Удмуртию. Когда же часть расформировали, подался в Новгородскую область, чтобы начать жизнь с чистого листа. Научившись еще на службе у немцев хорошо приспосабливаться, Шабанов умудряется даже получить две правительственные награды — медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» и знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне». Постепенно ему стало казаться, что все сходит с рук.

Хотя Марк и поддерживал связи со своими родственниками, но вначале делал это тайно. В первые послевоенные годы он несколько раз посещал родину, правда, ночью и так, чтобы никто не видел. И вот спустя 30 лет рискнул приехать на свадьбу к племяннице...

Наказание…

В перечне доказанных эпизодов преступлений унтер-офицера Шабанова — аресты, расстрелы мирных жителей, грабежи десятков белорусских деревень. По свидетельству очевидцев, полицаи порой были хуже немцев. Только в одну ночь 1943 года каратели, среди которых находился и Шабанов, возле здания Шкловской тюрьмы расстреляли 50 арестованных советских граждан.

В уголовном деле, насчитывающем семь томов, десятки рассказов очевидцев о карательных операциях полицаев. За сухими короткими строчками целый срез истории с трагическими судьбами тех, чьи жизни оборвались от рук Марка Шабанова.

Землякам и следователям он запомнился как изверг, люто ненавидящий людей. Война дала ему возможность издеваться над своими соотечественниками и убивать. Когда Шабанова приговорили к смертной казни, он стал совершенно другим человеком — бледным, невзрачным и почти седым. Никто не знает, думал ли он в последние минуты своей жизни, сколько невинных жертв на его совести. Однако доподлинно известно — изменник родины боялся смерти и Всевышнего суда.

Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter