Фрукты через интернет. Сколько можно заработать на урожае с приусадебного участка

Нелишние излишки

УЧАСТОК земли, собственная буренка, овцы, куры-гуси — хорошее подспорье не только к пенсии. Урожай и живность приносят неплохой доход всякому, кто не ленится. Сколько можно заработать на подсобном хозяйстве, что выгоднее выращивать и кого откармливать, где сбыть продукцию со своего подворья, которая в таком количестве семье не нужна, выясняли в регионах корреспонденты «СГ».

Живется, как в раю. Сырном

В АГРОГОРОДКЕ Жупраны на Ошмянщине для многих жителей буренки, как и раньше, настоящие кормилицы. Недаром Жупранский сельсовет окрестили сырным раем — почти в каждом доме, где есть коровы или козы, делают творог, масло, адыгейский и плавленый сыры, которые затем продают на рынке.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Жупранского сельисполкома Андрей Клышевский подсчитывает:

— В сельсовете примерно 160 коров в личных хозяйствах. Излишки молока сельчане сдают на сыродельный завод в Ошмянах — по 55 копеек за килограмм. Собирает его предприниматель на мини-грузовике, обязательно проверяет качество. Деньги от предприятия сельчане получают затем на почте.

Сабина Бажко из деревни Заречье более 30 лет проработала дояркой, сейчас держит двух коров. В день сдает по 40 килограммов, имея таким образом за месяц до 500 рублей.

Многие предпочитают делать молочные продукты самостоятельно, а затем возить в город на рынок. Дом Кристины Ганусевич в деревне Баранцы заметен сразу по ярким цинниям и бархатцам. Сельчанку встречаю во дворе — готовит сепаратор к работе:

У Кристины ГАНУСЕВИЧ творог и сметана собственного производства.

— Коров держу всю жизнь — к этому приучила мама, потом начала сама заниматься хозяйством, а теперь помогают сыновья. У меня три коровы, которые дают 40—50 килограммов молока в день. Из него делаю адыгейский и плавленый сыры, сметану, творог, масло. По четвергам и воскресеньям езжу на городской рынок: творог продаю по цене 5 рублей за килограмм, масло — по 12, сыры — по 8—9, сметану — по 5 рублей. В месяц могу заработать 800—900 рублей.

Сельчанка доит коров аппаратом, который купила пять лет назад. Для приготовления продуктов есть сепаратор и маслобойка. В холодильнике у Кристины большой ассортимент: ящики с творогом, маслом, банки со сметаной. Открывает одну из них и констатирует: не готова, должна быть гуще.

ЛЮДМИЛА Дорняк из деревни Баранцы в свое время отказалась от работы, чтобы заниматься приготовлением домашнего творога и сыра, — их продажей заработала себе на машину:

Людмила ДОРНЯК держит не только коров, но и кур.

— Держу трех коров, излишки молока вожу не только на рынок, но и в соседние деревни, некоторые просят доставить домой. В город еду к 7 утра, а уже в одиннадцать отправляюсь обратно. За день, бывает, зарабатываю 150 рублей, а за месяц выходит тысяча или больше. Все мои расходы — бензин и справки из санстанции, которые беру три раза в год, за них плачу примерно 9 рублей.

В доме Людмилы Чеславовны все приспособлено к производству: есть доильный аппарат, сепаратор и надежные помощницы — дочери. Старшая уже живет в Ошмянах с мужем и двумя детьми, средняя учится в Минске — мама передает с ней продукты для столичных покупателей. Младшая — пятиклассница, но уже участвует в приготовлении.

Кстати, звание сырного рая в Жупранском сельсовете подтверждается уже не первый год праздником деревенского сыровара. На нем чествуют лучших сдатчиков молока, а те, кто делают из него продукты, могут продемонстрировать результаты своего труда сельчанам. В этот раз спонсором стал Ошмянский сыродельный завод, который наградил победителей ценными призами.

Светлана ГАЛУЗО, «СГ»

svetlova_2097@mail.ru

Фото автора

Шерсть никому и даром не нужна

ПОЗНАКОМИВШИСЬ с жизнерадостной Элеонорой ХАЛИЛОВОЙ из деревни Тереничи Гомельского района, была приятно удивлена. Судьба побросала ее по свету: родом из Азербайджана, жила в Грузии, а 15 лет назад прочно обосновалась в белорусском селе.

Надир АЛИЕВ и Элеонора ХАЛИЛОВА с хозяйством, которое днем дома.

— ТОГДА в Грузии шла война, и мы вынуждены были бежать, — с легкой грустью вспоминает Эля. — Здесь нам очень нравится, и менять что-либо не собираемся.

Живет семья в большом просторном доме, который хозяин — Надир Алиев — построил фактически своими руками. Супруги работали несколько лет на ферме. Теперь у них свое хозяйство — 50 овец, 2 коровы и столько же телок, 20 кур, лошадь и 20 соток земли. Раньше держали еще 5 свиней, но когда пошли слухи про АЧС, от них пришлось отказаться. Овец держат для себя, а излишки сдают на переработку частному хозяйству в Буда-Кошелевском районе по 3,5 рубля за килограмм живого веса.

— Ну как это, жить в деревне и не держать свое хозяйство? — недоумевает Элеонора. — Да, сложно, но зато у нас есть свое молоко, сыр, мясо… Вот только овечью шерсть приходится выбрасывать — нигде не берут. А ведь из нее так много можно сделать.

День хозяйственной сельчанки начинается в 3.30 утра — в это время приезжает молоковоз частника Василия. Он берет молоко по 50 копеек за килограмм, рассчитывается через 10 дней. От двух коров Элеонора в день сдает до 40 килограммов жирностью 3,9 процента.

— Раньше молоко сдавали в колхоз, — вспоминает Элеонора. — В то время большинство сельчан держали по одной-две коровы, пару свиноматок, кроликов, птицу, у многих были лошади. Люди держались за работу, так как хозяйство помогало содержать личный скот и птицу. К примеру, сдал в колхоз теленка — и по договору получил зерно, сено, солому. Выделяли делянки сена для владельцев коров. За сданное молоко в конце года выплачивали премии и давали ценные призы. Сегодня в большой деревне Тереничи всего 5 коров. Стадо частных буренок просто растворилось во времени.

Элеонора— социальный работник. Под ее опекой 10 пожилых людей, которые не могут обходиться без посторонней помощи. Успевать приходится везде — такова жизнь в деревне.

Сейчас в Тереничском сельсовете, к которому относятся 19 населенных пунктов, личное подсобное хозяйство держат немногие.

— Жизнь на селе улучшается, а потому люди считают, что проще купить в магазине, — рассказывает председатель сельисполкома Елена Козырева. — Сельчане все чаще отказываются от подсобного хозяйства, в лучшем случае ограничиваясь небольшим огородиком и курами. В нашем сельсовете у людей всего 44 коровы в четырех деревнях, 237 свиней, которых содержат в основном для себя, и более 4,5 тысячи кур. Есть, конечно, сельчане, не представляющие свою жизнь без подсобного хозяйства, с энтузиазмом ведут его, обеспечивают себя и своих близких продуктами питания, излишки сдают государству. С этим тоже проблем нет.

Елена Генриховна утверждает, что поддержка личных подсобных хозяйств постоянно в поле зрения власти. Это и организация закупа у населения излишков сельхозпродукции, включение их земельных участков в поля севооборотов, реализация зерна и молодняка скота, предоставление сенокосов, пастбищ и многое другое

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

vakulich@sb.by

Фото автора

Купите фрукты через интернет

БОГАТЫМ на яблоки, груши, сливы запомнят этот год садоводы Витебщины. Сельчане и дачники пополнили с избытком не только свои кладовые и холодильники, но и пытаются реализовать излишки. Где и сколько можно заработать на урожае с приусадебного участка?

В ВОСЕМЬ утра буднего дня на подступах к Смоленскому рынку областного центра покупателей немного, но торговцы фруктами и дикоросами уже заняли места. В большинстве своем — пенсионеры. Зинаида Карповна любезно предлагает отведать сливу из ее сада:

— Берите, не пожалеете, сегодня собрала. Вот это ведерко литровое отдам за 40 копеек. Правда, если закатывать или на варенье, лучше взять плоды покрепче. В этом году столько слив, что не знаю, куда девать. Детям не надо, да и далеко они.

Сельчанка признается, что продать даже 10 килограммов выходит не каждый день, добра этого тут хватает. Да приезжает сюда одинокая старушка не столько заработать, сколько развеяться, с людьми пообщаться.

На Смоленском рынке Виктор Тимофеевич впервые продает груши.
Иду дальше. Внимание привлекает почтенный сельчанин с ящиком груш. Они как с картинки: крупные, наливные, аппетитного золотистого цвета. Продавец предлагает попробовать. Действительно, груша сочная, сладкая. Виктор Тимофеевич, не переставая нахваливать товар, рассказывает:

— Сорт «дюшес». По рублю за кило. Вообще, торговать не умею. Первый раз на рынке в этой роли. Живу в Журжево. У меня и груша-то всего одна, но такого урожая никогда не видел. Сорт этот долго не хранится, вот и решил попробовать что-то с нее выручить. В этом году на своих 9 сотках в целом собрал хороший урожай. Жалко, бульба не уродила, а сады ломятся.

У сельчан Витебского района, которым далеко до города, тоже есть альтернатива. Приемка садоводческой и ягодной продукции организована во всех магазинах Витебской универсальной базы потребкооперации. Если урожай весомый, то можно скооперироваться нескольким хозяевам, и заготовители сами приедут за товаром. Цена опада — 5 копеек. Заместитель директора базы по заготовкам Валерий Законов дает полную раскладку:

— Сейчас у нас самая горячая пора, особенно по яблокам. Если в прошлом году их закупили у населения около 100 тонн, то в этом уже 500. И это с учетом того, что сезон только начался. Сельчане неохотно хотели продавать урожай по 5 копеек, хоть мы и сами его по первому зову готовы увезти. Сейчас дело пошло в гору: люди поняли, что лучше хоть какой-то доход получить, чем дать добру пропадать. Магазины также принимают товарное яблоко, но уже по 15 копеек за килограмм. Товарную грушу готовы принимать по 50 копеек за килограмм, но активности у населения по сдаче этого фрукта не наблюдается, так же как и по сливе. Да и рынков оптового сбыта по ней пока не нашли. В ближайшее время начнем принимать бруснику и клюкву по 2 рубля за килограмм, также на очереди черноплодная рябина.

В крупных деревнях и агрогородках есть свои мини-рынки, но они чаще пустуют. Большинство сельчан имеют свои сады и огороды, а горожане специально за витаминным запасом не торопятся ехать в деревню. Сельчанам проще выставить «товар лицом» у обочины дороги. Это противоречит санитарным нормам, но есть шансы хоть что-то продать. Многие пытаются реализовать урожай через интернет. На одном из самых популярных сайтов купли-продажи фигурируют в основном объявления продавцов из Витебского и Оршанского районов. Грушу садовую обыкновенную толкают по 5 рублей за 12-литровое ведро, цена популярной у многих садоводов мраморной груши доходит до 10 рублей за ведро. Цены в большинстве ниже рыночных. Некоторые предлагают бесплатную доставку.

Объявлений по сливам еще больше. Цена вопроса также определяется сортом. В среднем 5-литровое ведерко можно купить за 2 рубля. Для сравнения: в городских магазинах известной торговой сети белорусскую сливу продают почти по полтора рубля за килограмм, а грушу — около 3 рублей, бельгийскую — по 3,29, фасованное отечественное яблочко обойдется от 1,29 до 1,99 рубля за килограмм, а вот за греческое придется раскошелиться больше чем на 5 рублей. Определенно, есть резон сходить в выходной день на рынок. А еще лучше — съездить в деревню.

Андрей ЗАХАРОВ, «СГ»

zakharov@sb.by

Фото автора

В сухом остатке

Правда ли, что яблоки из своего сада можно сдать, а взамен получить сок или… вино?

В РЕДАКЦИЮ обратился Николай Иванович из Лидского района: «В этом году небывалый урожай яблок и груш. Слышал, что могу их сдать в магазины райпо, где из них отожмут сок. Спрашивал в местном магазине, но там об этом ничего не знают».


НАСЧЕТ вина, ответ однозначный: конечно, нет. Спиртные напитки находятся в ведении «специально обученных» предприятий. А вот по поводу сока — да, когда-то была у сельчан такая возможность: приносили яблоки — забирали сок. Есть ли что-то подобное сейчас?

За ответом обратилась в Гродненский облпотребсоюз к начальнику отдела заготовок, внешнеэкономической деятельности и рынков Андрею Стефановичу:

— Сейчас как раз и думаем над приобретением оборудования для переработки. Но пока такую услугу у нас никто не оказывает. Чтобы давить сок из давальческого сырья, нужен не только аппарат, но и соответствующее помещение с санитарными условиями.

Расширяю географию и обращаюсь в Минский облпотребсоюз к начальнику аналогичного отдела Игорю Холодку:

— Райпо области когда-то такую услугу оказывали, были закуплены соковыжималки. Но, как оказалось на практике, воспользовались ею лишь единицы. В лучшем случае в некоторых населенных пунктах приходили люди лишь с одним мешком яблок. И на этом все. В той же Брестской области, насколько мне известно, переработкой занимаются частники и фермеры. Только они больше плоды из собственных садов перерабатывают.

Практически то же самое сказал и Андрей Закаблуков, руководитель отдела Витебского облпотребсоюза:

— Для получения сока нужно специальное оборудование и помещение, у нас нет ни того, ни другого. Можем предоставить машину для транспортировки яблок, но заявки поступают редко. Те яблоки, которые принимаем от граждан, отвозим на Шарковщинский консервный завод.

Позвонила в Брест. К сожалению, ни на один вопрос в тамошнем облпотребсоюзе не ответили, сославшись, что все комментарии нужно согласовать с вышестоящим руководством и эта проблема находится в ведении отдела промышленности.

Хорошо, обратилась в Гомельский облпотребсоюз, где наконец-то нашла то, что искала:

— Чтобы переработать килограмм яблок, в Добрушском райпо граждане платят 10 копеек. В Ельске берут по 20 копеек за литр уже готового сока без учета того, сколько пошло яблок, ведь многое зависит от их сорта. Подобные услуги оказывают в Светлогорском, Петриковском, Калинковичском райпо. Люди часто обращаются, в нынешнем году хороший урожай в садах.

Какой из сказанного вывод. Раз в самый что ни на есть урожайный на яблоки год переработчики, за исключением разве что гомельских кооператоров, не хотят взять деньги за яблочко, которое чуть ли не на тарелочке им готовы принести люди, последним нужно не обивать пороги, а просто купить соковыжималку и гарантированно запастись вкусным, полезным и совершенно бесплатным напитком.

Наталья ЧАСОВИТИНА, «СГ»


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter