Нефтяной узел

Когда в Беларусь начнет поступать беспошлинная российская нефть? С начала года и до сих пор этот вопрос остается открытым...

Когда в Беларусь начнет поступать беспошлинная российская нефть? С начала года и до сих пор этот вопрос остается открытым. Хотя, казалось, однозначный ответ на него был дан еще 9 декабря. Тогда, после встречи Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым, был подписан пакет документов о формировании Единого экономического пространства трех стран — Беларуси, России и Казахстана. Одна из ключевых договоренностей как раз касалась углеводородного сырья.


Было решено, что нефтяные поставки в Беларусь облагаться пошлиной не будут. Что в условиях Таможенного союза и тем более ЕЭП вполне логично. Договорились и о том, что в случае продажи в третьи страны нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, вся пошлина будет поступать в российский бюджет. Тем самым был развязан гордиев узел, спутывавший руки и нашим переработчикам, и российским добывающим компаниям. Существовавшая ранее пошлина сводила на нет коммерческую привлекательность переработки нефти в Беларуси. В итоге и заводы, и поставщики теряли прибыль. Но все, казалось, встало на свои места. Предприятия обретают наконец возможность зарабатывать, не остается внакладе и российский бюджет, получая таможенные платежи от реализации более дорогого конечного продукта. Разделение доходов прошло вроде как по справедливости. Однако во вновь открывшихся возможностях, похоже, стали расти и аппетиты поставщиков.


Белорусско–российские переговоры о формуле цены на нефть начались под занавес прошлого года и продолжаются до сих пор. С 1 января новое российское сырье на наши НПЗ не поступает. Они работают на нефти, которая приходит еще по декабрьским контрактам и переходящих остатках. Загрузка пока полная. Однако этот ресурс, понятно, небесконечный. Эксперты предполагают, что его может хватить не более чем до конца месяца. Поэтому скорость дискуссии весьма важна. Но в чем камень преткновения?


Некоторые из крупнейших поставщиков нефти поделились с информагентствами информацией о том, что хотели бы повысить цену на 45 долларов на каждую тонну сырья. Мотивация желания довольно своеобразная: «чтобы обеспечить равную доходность поставок по всем направлениям». «Это переговорная позиция одной из сторон», — обратил внимание председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по денежно–кредитной политике и банковской деятельности Евгений Артюшенко. До избрания в Парламент он работал заместителем генерального директора Мозырского НПЗ и нефтяную сферу знает хорошо. Правда, от детального анализа ситуации собеседник пока воздерживается: «Не хочу комментировать до завершения переговоров, дабы не создавать почву для домыслов».


Однако очевидно, что дополнительный «бонус» к цене сырья вряд ли может устроить белорусскую сторону. Ведь речь и без того ведется о его поставках по реальным рыночным котировкам. Накрутка сверху, если называть вещи своими именами, это не что иное, как желание поделить прибыль от переработки. Но нефтяные доходы, как сказано выше, мы и так уже один раз поделили. К обоюдному удовлетворению. Теперь, получается, речь идет о том, чтобы еще раз разделить половину, принадлежащую нашим заводам?


Белорусская сторона настаивает на буквальном выполнении норм, заложенных в нефтяных соглашениях, заключенных в контексте создания ЕЭП. Документы не только подписаны, но и ратифицированы Национальным собранием. Официальная Москва пока остается над схваткой. «Поставки нефти в Беларусь осуществляет не государство, а коммерческие организации. Правительство России, естественно, не может влиять на коммерческие переговоры», — заявил на днях пресс–секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Но при этом уточнил, что если переговоры зайдут в тупик, то «это, безусловно, станет темой для двусторонних переговоров».


Но, возможно, до дискуссии на высоком уровне дело и не дойдет. Такой вариант был бы более желательным для обеих сторон. Пресс–секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко заверила, что «переговоры с субъектами хозяйствования России о поставках нефти находятся в завершающей стадии». Она предположила, что все необходимые документы будут подписаны в ближайшие дни.

 

Сдуть пену


Вопрос цены перекрыл с нового года еще один поток в Беларусь. На этот раз пивной из Украины. С 1 января белорусской стороной введено лицензирование импорта украинского пива. Одно из условий получения разрешения на ввоз — заключение производителем напитка соглашения с концерном «Белгоспищепром» о минимальной цене на продукцию. Пивовары подписывать такой документ не спешат. Поскольку считают, что новые ценовые условия сделают их пиво неконкурентоспособным на нашем рынке. Белорусская сторона объясняет свои резоны тем, что ценовое предложение, которое передано украинским производителям, направлено на выравнивание условий хозяйствования для всех операторов пивного рынка.


Итог в том, что с 1 января украинское пиво в Беларусь не поставляется. Крупнейший украинский производитель «Оболонь» даже официально обратился за поддержкой в кабинет министров Украины. Правда, пока никакой официальной реакции на это не последовало.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter