Борисов, рынок. Идет цыганка. Молодая, красивая. Одежды полыхают разноцветьем. В руке — тяжелый узелок… Вижу — аккумулятор.
— Не с моей ли машины, красавица?
— Не с твоей, — отвечает с иронией. — За забором нашла. Сдам — деньги получу. Рынок заработал!
…Вспоминаю конец 90-х годов. Тогда вокруг гаражей, в городе и за ним валялись автопокрышки, аккумуляторные батареи, кузова легковушек, двигатели, пластиковые канистры с «отработками». И повсюду —разливы нефтепродуктов. Не только в Борисове, но и в Минске, Жодино, Логойске, Крупках… По всей Беларуси!
Что это? Экологическая безграмотность людей, безразличие. Возможно. Но и безысходность. От невостребованности продукции. Не были отработаны механизмы реализации и утилизации автоотходов. А что сегодня?
Контрасты разительны! Сегодня редко увидишь бесхозную АКБ, покрышку. Земля очищается от ядовитых электролитов, кислот, окислов свинца, пластиковых корпусов. Складируются и вывозятся кузова и агрегаты легковушек. Установлены контейнеры для сбора пластиковых бутылок — производных нефтепродуктов. На подъеме перерабатывающая промышленность. Государство покупает АКБ, автоотходы. Выгода обоюдная. Стало чище в городе, лесу.
Эта проблема волновала меня давно. Я обратился к Анатолию Лемешёнку, (тогда он был редактором еженедельника «7 дней»). Анатолий Иванович сориентировал меня в дальнейших действиях, подсказал, к кому обратиться, дал адреса организаций, ответственных за устранение недостатков, пообещал подготовить ряд публикаций.
Тема нашла горячий отклик у коллег-журналистов, руководителей ряда министерств, комитетов. Мои статьи были опубликованы во многих изданиях. Выступал и по белорусскому радио.
С того времени многое изменилось к лучшему. Но все ли решено? К сожалению, нет. Проблема утилизации отработанных нефтепродуктов, технических жидкостей осталась острой. Поэтому через «Рэспубліку» обращаюсь сегодня к тем же министерствам и комитетам: организовать покупку у населения «отработок» и найти применение им в промышленности.
Сегодня мы успешно убираем с земли миллионы аккумуляторов, автопокрышек, кузовов и агрегатов автомобилей. И делаем это через рынок. Так надо и с «отработками». Другого пути нет. Необходима законодательная база. Как в западных странах, где скупается все, что остается от «жизни» авто.
У меня, к примеру, в гараже — 40 литров «отработки». Решил ее сдать. Звоню в соответствующую организацию Борисова. «Работаем только с юридическими лицами, — отвечает сотрудница. — Заключайте с нами договор, оформляйте накладные и привозите. Тонна моторного масла стоит без НДС 153 000 рублей». Выходит, я со своими литрами никому не нужен…
Мне кажется, что государство обязано скупать у автолюбителей «отработки» нефтепродуктов, технических жидкостей. И непременно вместе с пластиковыми канистрами, которые, к сожалению, пока также выбрасываются. Пункты можно организовать возле АЗС, СТО. Водитель одним рейсом заправит машину ГСМ, продаст отработку. Никому тогда и в голову не придет вылить нефтепродукт на землю.
Ценному углеводородному сырью можно найти применение. Например, в химической промышленности. Или использовать для отопления жилых, промышленных объектов.
Нефтепродукты, пусть отработанные, должны не разрушать, а созидать, служить во благо человеку — таково веление времени.