Нефть и демократия

ЕС и США с тревогой смотрят на арабский Восток

ЕС и США с тревогой смотрят на арабский Восток


Горячая тема: США обратились к Организации стран — экспортеров нефти с просьбой увеличить квоты по добыче углеводородов. Цены на нефть обновили максимум с 2008 года из-за беспорядков в Ливии.


Потенциальная опасность нового североафриканского кризиса угрожает не только энергетическому сектору. Социальный взрыв в Ливии, предупреждает «Немецкая волна»,  может взорвать мировые цены на нефть, резко снизить темпы экономического роста в еврозоне и вызвать новый виток финансового кризиса.


Уже сегодня в мире происходит рост цен на нефть, золото, продукты питания и повсеместная паника инвесторов.


Заметьте: первая серьезная реакция в виде обращения к ОПЕК последовала со стороны Соединенных Штатов, в то время как основной удар получает Европа. Сегодня многие недоумевают, почему европейские лидеры ведут себя перед лицом кризиса, «как кролики, ослепленные ночью светом автомобильных фар». Такое образное сравнение привел в эфире «Евроньюс» корреспондент газеты «Либерасьон» Жан Катремер. Вот еще одна цитата из его интервью: «Они (европейские лидеры) абсолютно не способны реагировать. Их застали врасплох, никто не смог предвидеть происходящего в арабском мире. Никто не знает, что будет дальше».


Журналисты приводят красноречивый факт: после отставки Хосни Мубарака министр иностранных дел Евросоюза Кэтрин Эштон должна была стать первым иностранным руководителем высокого ранга, осуществившим визит в эту страну. Однако ее опередил британский премьер–министр Дэвид Кэмерон.


Это, по мнению Жана Катремера, говорит о том, что у Европы в сфере внешней политики нет такого опыта, умений, нет такой информации, как у крупнейших национальных дипломатий, в частности британской, французской, итальянской или немецкой. И добавим, американской.


Видимо, понимая масштабы подобного фиаско, Вашингтон и поспешил взять инициативу в свои руки, не ожидая, пока цены на нефть обвалят всю мировую экономику. Первой под волну попадает Европа.


Именно для Евросоюза Ливия является весьма важным источником энергоносителей. «Примерно треть ее экспорта нефти и газа идет в Италию. Поставки из бывшей колонии составляют примерно четверть импортируемой этой страной нефти. Для Германии Ливия является третьим по важности после России и Норвегии поставщиком нефти с долей примерно 8 процентов. Ведущая австрийская энергетическая компания OMV добывает в ливийских пустынях 10 процентов своей нефти», — анализирует обозреватель «Немецкой волны» Андрей Гурков.


Тем не менее, по его мнению, никакие перебои в поставках нефти Евросоюзу не грозят. Как заявила Европейская комиссия в Брюсселе, нефтяные резервы Евросоюза в два раза превышают годовые объемы импорта ливийской нефти. Этих запасов хватит всем 27 странам — членам ЕС на целых 120 дней. Однако резервы, скорее всего, даже не придется трогать, ведь образовавшуюся брешь вполне могут заполнить дополнительные закупки в Саудовской Аравии, а также в Объединенных Арабских Эмиратах или Катаре.


Так что, может быть, права Кэтрин Эштон, что не спешит в пылающие регионы бывших союзников? Вместо одних поставщиков найдутся другие — всего и делов–то?


Нет, возможность обойтись наименьшими потерями аналитики исключают. Нефти в мире, может, меньше и не станет, вон и Россия потирает руки в предвкушении прибылей на фоне кризиса. Однако эта нефть будет продаваться уже по куда более высоким ценам, чем раньше.


Аналитик Андрей Гурков считает, что ливийский кризис бьет по экономике европейских стран не напрямую, а косвенно, через стремительное удорожание энергоносителей на мировом рынке. Это удорожание ведет к росту производственных издержек предприятий, сокращает их прибыль и ограничивает их инвестиционные возможности. Сильные европейские государства типа Германии эти трудности переживут. А вот некоторые южные страны еврозоны, которые испытывают острый долговой кризис, новое финансовое бремя удорожания энергоносителей могут и не потянуть. И что тогда? Новые долги, новая рецессия, новый кризис? Вот какие миражи замаячили на горизонте ливийской пустыни.


Некоторые цинично возражают, что, мол, ничего страшного, фанатикам, которые придут на смену светским режимам, тоже нужны деньги, так что побунтуют и вновь будут продавать свою нефть. Мне кажется, главное, что мир сегодня катастрофически недооценивает, — это силу идейного фанатизма, впервые способного заполнить возникающий геополитический вакуум. Что для опьяненного успехом фанатика даже 100 долларов за баррель? Пустой фантик, о котором, возможно, в не таком отдаленном будущем никто и не вспомнит.


Возможно, понимая такой исход дела, Соединенные Штаты заблаговременно спешат взять под опеку ОПЕК, в которой, как ни крути, 10 из 12 членов — страны Африки и Ближнего Востока.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter