В небе любоваться видом сверху некогда
Это только на словах и в фильмах все кажется романтично и красиво: кожаная куртка, шлем, очки-авиаторы, бравые летчики. А когда попадаешь в кабину огромной 24-тонной махины, смотришь на приборы, панель управления с множеством разных кнопок, тумблеров, стрелок и цифр, понимаешь – тут точно не до романтики. Как удержать столько информации в голове? Наталья Титенкова уверяет, что когда небо – твоя мечта, выучить и запомнить можно все что угодно.
– Первый самостоятельный полет я совершила в 15 лет на планере. С тех пор мечтала о профессии летчика. Занималась в Бобруйском аэроклубе, Центральном аэроклубе ДОСААФ в Минске, где летала на учебном самолете ЯК-52. Но сразу после окончания школы поступила в БНТУ на экономиста, потому что на авиационный факультет девушек не брали. И вдруг узнаю, проучившись два курса, что объявили набор девушек-курсантов на авиационный факультет Военной академии. Поняла, что буду жалеть всю жизнь, если упущу такой шанс. Прошла медкомиссию, сдала физподготовку и перешла сразу на третий курс. Поначалу было нелегко: подтягивала физику, высшую математику, предметы, которые до этого не изучала. Сидела над учебниками ночами, занималась дополнительно, ребята с курса помогали делать инженерную графику, чертежи. В общем, справилась.
– Ты единственная в стране женщина-пилот. Чувствуешь свою уникальность?
– Не задумывалась никогда. Я просто очень хотела заниматься этим делом и рада, что получилось. А одна я такая или нет, неважно. Мне об этом напоминают только во время интервью. А в рабочее время воспринимают как специалиста, а не как девушку или уникальную личность.
Чтобы поднять АН-26 в воздух, важна слаженная работа команды из шести человек
Талисман экипажа – маленький плюшевый сурикат
Отговаривала только бабушка
Талисман экипажа – маленький плюшевый сурикат
– Как правильно тебя называть: летчик или летчица?
– Летчик.
– Многие убеждены, что пилот – неженская профессия. Приходилось сталкиваться с гендерными стереотипами?
– Напрямую мне этого никто не говорил. Только бабушка постоянно повторяла: «Это такая тяжелая работа! Неженский труд». Но потом и она смирилась.
– А что сказали родители, когда ты решила стать летчиком?
– Они всегда поддерживали меня. Когда я пошла в 10 классе заниматься в аэроклуб, они знали, чем все это может закончиться. Родители видят, что мне очень нравится моя работа, и гордятся своей дочкой.
– Чего в этой профессии больше – романтики или стресса, напряжения?
– Всего хватает. У нас есть дни предполетной подготовки, когда работаем с документами, изучаем план полетов. Есть дни полетов, ночные смены, и это совсем другая нагрузка. В экипаже АН-26 шесть человек, ты работаешь в команде и несешь ответственность не только за себя. Надо внимательно следить за показателями приборов, ситуацией за бортом, быть готовой в любой момент заменить командира.
В небе любоваться видом сверху некогда. Думаешь только о работе, задании, инструкциях.
Наталья и Андрей Титенковы
Маленький Никита уже засматривается на самолеты
Кто свободен, тот и повар
– Стюардессы говорят, что с их графиком работы сложно планировать семью, ребенка. Как в этом плане дела обстоят у мамы-пилота?
– Мы с мужем стараемся заменять друг друга дома, когда нужно. Бабушек и дедушек на подстраховке у нас в Минске нет: мои родители живут в Бобруйске, супруга – в Барановичах. Поэтому справляемся сами: сын ходит в садик, и когда у меня вечерние полеты, его забирает Андрей. Он офицер и служит в Военной академии. С домашними хлопотами справляемся без особых проблем: кто свободен, тот и делает. Если муж хочет что-то приготовить, то просто не пускает меня на кухню.
– Маленький Никита уже говорит, кем хочет стать, когда вырастет?
– Ему и трех нет. Обычный ребенок, ни о какой будущей профессии не задумывается! Но на самолеты засматривается.
– После рождения сына ты стала больше переживать за себя?
– Нет. Чему быть – того не миновать. И на земле могут быть неприятности, так зачем переживать о том, что может случиться в небе? Меня обычно переполняют положительные эмоции, потому что каждый полет как первый. Чем чаще летаешь, тем меньше волнуешься.
– Как поддерживаешь физическую форму, тебе же периодически нужно сдавать какие-то нормативы, кроссы?
– Да, каждые полгода проходим тестирование по физподготовке, но я во время учебы так втянулась в спорт, что и сейчас люблю побегать и покачать пресс. Стараюсь держать себя в форме. Да и муж не дает расслабиться. Он еще во время учебы взял надо мной шефство и помогал готовиться к выпускному экзамену по физподготовке.
– Он волнуется, когда ты уходишь на службу?
– Раньше – да, а теперь привык.
– А с тобой летал?
– Пока нет.
– Летчикам всегда желают, чтобы число взлетов равнялось числу посадок. А что ты сама могла бы пожелать своим коллегам накануне 23 февраля?
– Здоровья, счастья, исполнения желаний и достижения всех целей.
Наталья Титенкова
Родилась: 16 сентября 1988 года в Бобруйске
Семья: муж – Андрей Титенков (старший лейтенант, инженер на факультете АСУ Военной академии), сын Никита (2 года)
Образование: высшее военное. Окончила авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь (2011 год)
Звание и должность: капитан, помощник командира корабля Ан-26 на 50-й смешанной авиационной базе в Мачулищах
Вкусы: еда – пицца, напиток – чай
Книга: Моэм «Бремя страстей человеческих»
Девиз: Никогда не сдаваться!
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ и из семейного архива Натальи Титенковой