Почему в минском аэропорту лучше не шутить во время досмотра

Небо охраняют на земле

В дорожно-транспортных происшествиях погибает и калечится гораздо больше людей, чем в авиакатастрофах. Просто даже маленький двухместный самолет, оказавшийся в нештатной ситуации, тут же попадает в сводки новостей, поэтому и возникает несколько искаженное восприятие широкой аудиторией “аварийной” ситуации в целом. Тем не менее воздушный транспорт по-прежнему считается самым безопасным. Безусловно, этому способствуют жесткие требования и правила, установленные здесь. То, что видят обычные пассажиры, — лишь маленькая верхушка айсберга четко отлаженной системы. В этом плане белорусский государственный авиаперевозчик не вызывает нареканий — за исключением нескольких инцидентов с бортами “Белавиа” с момента основания компании в 1996 году и до сегодняшнего дня не было зарегистрировано (и пусть это будет сказано в добрую минуту!) ни одной крупной аварии. Держит марку и Национальный аэропорт “Минск”. Хотя здесь, как и на других “режимных объектах”, тоже задерживают преступников, объявленных в международный розыск, изымают у подозрительных пассажиров оружие и наркотики, наказывают пьяных “шутников” с набившим оскомину репертуаром о провозимой в ручной клади взрывчатке.

Для многих белорусов и зарубежных гостей перелеты — обычное дело.
Фото Александра Кушнера

Ежедневно Национальный аэропорт “Минск” обслуживает около 80 регулярных рейсов, не считая чартерных. В прошлом году через наши главные воздушные ворота прошли почти три с половиной миллиона пассажиров. Безусловно, не так уж и много по сравнению, скажем, с украинским Борисполем (более восьми с половиной миллионов пассажиров в течение прошлого года), но хороший старт все же задан. И не исключено, что, если пятидневный безвизовый въезд на территорию Беларуси для иностранцев продлят до пятнадцати дней (а разговоры об этом ходят), эта цифра существенно вырастет.

— Никаких особых проблем иностранные туристы никому не доставляют, — заверил начальник отделения по контролю за пребыванием иностранных граждан на территории Беларуси Минского ОВД на воздушном транспорте ГУВД Мингорисполкома Владимир Решетников во время экскурсии по аэропорту, организованной для корреспондентов “НГ”. — За два месяца действия пятидневного безвизового режима не набралось и ста нарушителей. — Единственный нюанс, с которым приходится сталкиваться довольно часто, — просроченное время пребывания на территории нашей страны. Многие зарубежные гости не понимают, что день прибытия и день убытия входят в пятидневный безвизовый срок, и часто планируют улетать на шестой день. В результате административный протокол, потраченные время и деньги. Один из последних случаев — из-за своей же невнимательности житель Германии и житель Канады пропустили свои рейсы и были вынуждены покупать билеты на другие рейсы.

В целом же о культуре поведения иностранных пассажиров начальник Минского ОВД на воздушном транспорте Дмитрий Ханцевич отзывается с положительной стороны:

— Жители Западной Европы и США всегда очень ответственно подходят к изучению всякого рода правил пассажирских перевозок в разных странах. От белорусов можно ожидать недовольства при тщательном предполетном досмотре, а вот иностранцы не выкажут никакого нетерпения: они понимают, что все это делается для их же безопасности и комфортного полета.

Охотно верю сказанному, наблюдая картину, как соотечественница возмущается, что после прохождения интроскопа (в народе именуемого “телевизором”) ее попросили сдать в багаж косметичку. Оказывается, девушка планировала пронести на борт маникюрные ножницы и тюбик крема для рук — запрещенные к перевозке в ручной клади предметы и вещества (их список можно найти на сайте аэропорта и на специально оборудованных стеклянных стеллажах недалеко от входа в зону предполетного досмотра). В это же время на соседнем участке иностранный турист без тени недовольства, помимо технического досмотра, проходит еще и ручной — у мужчины в тело вживлен имплант, стимулирующий сердечную деятельность.

Австриец Рихард, ожидающий свой рейс в Вену, решительно отказался фотографироваться для газеты, но любезно согласился высказать свою точку зрения по поводу всех этих досмотров:

— Я часто путешествую по миру, знаю особенности работы служб безопасного полета во многих аэропортах, и в этом плане к Беларуси у меня вообще нет никаких претензий: все слаженно, четко и очень быстро. А вот ваши туристы частенько могут спорить: почему нельзя пронести на борт в ручной клади большую бутылку воды, лак для волос, дезодорант или что-то еще из запрещенных предметов. Странно, что сегодня, когда изготовить взрывчатое вещество можно из двух-трех подручных средств, вообще возникают такие вопросы. Несколько раз был свидетелем, как уже не очень трезвые русские (так, к слову, Рихард называет и россиян, и украинцев, и белорусов. — Л.К.) начинали тайком от стюардесс распивать в самолете алкоголь, купленный в дьюти-фри. А еще вы почему-то не отключаете мобильные телефоны при взлете и посадке. У нас правила существуют для того, чтобы их соблюдали. Если иностранец пожалуется командиру экипажа на нарушителя, соотечественники обязательно его поддержат. А у вас попытки призвать человека к порядку часто заканчиваются фразой “Тебе что, больше всех надо? Вот и не лезь!..”.


Вообще, атмосфера в аэропорту располагает к повышенной бдительности. Милиционерам приходится проверять каждого, чье поведение кажется не совсем адекватным. Касается это и любителей заложить за воротник в преддверии полета. Дмитрий Ханцевич вспоминает недавний случай, когда принявшая на грудь в кафетерии на втором этаже аэропорта гражданка Украины умудрилась потерять... коляску с ребенком! Благо ее вскоре отыскали.

А как-то раз с предполетного досмотра сняли донельзя радостного и от полноты чувств даже пританцовывающего гражданина Китая, решив проверить его на употребление наркотиков. Выяснилось, что мужчина действительно незадолго до поездки в аэропорт употребил психотропное вещество, но приобретенное по рецепту. Разбирательство заняло минимум времени, и веселый турист отбыл на родину.

Кстати, иногда к досмотру прибывших в Беларусь иностранцев подключают специально обученных “сотрудников” наркоконтроля: было дело, когда служебная собака, внимательно обнюхав ничем с виду не примечательного туриста из Таджикистана, помогла выявить наркокурьера с тринадцатью контейнерами гашиша в желудке. Да и сегодня на территории аэропорта милиция периодически задерживает перевозчиков запрещенных психотропных и наркотических веществ. Часто опасные таблетки, жидкости и порошки обнаруживают среди личных вещей багажа пассажиров или в аптечке вперемешку с лекарствами.

— Так называемые шутники — особая тема в истории пассажирских авиаперевозок, — рассказывает Дмитрий Ханцевич. — В свое время интернет, если помните, активно обсуждал нашумевший случай с жительницей Москвы, которая на борту нашего самолета заявила о том, что он заминирован, только лишь потому, что ей не понравилось, как с ней общаются окружающие люди. А вот вам еще пример: перебравший алкоголя пассажир во время выполнения рейса из Батуми в Минск решил во что бы то ни стало лететь до Рима. Свои настойчивые пожелания он изложил в письменном виде и попросил передать командиру экипажа. В случае отказа угрожал взорвать самолет. И в первом, и во втором случае “шутникам” пришлось всерьез отвечать за содеянное: заведомо ложное сообщение об опасности (ст. 340 УК Беларуси) наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или же лишением свободы на срок до пяти лет.

Бывает, еще во время предполетного досмотра некоторые пассажиры начинают отпускать “шутки” на тему взрывчатых веществ или оружия в багаже. Надо четко осознавать: предполетный досмотр, прохождение службы таможенного контроля — не те места, где стоит демонстрировать свое чувство юмора или умение отвечать вопросом на вопрос.


В ТЕМУ

Покидая аэропорт, я обратила внимание на любопытную шеренгу легковых машин с надписью “Национальный трансфер-перевозчик”. Раньше они мне на глаза не попадались, по крайней мере, прямо у выхода из здания. Видимо, именно поэтому пассажиры долгое время вынуждены были добираться сюда на такси из Минска за 35 рублей, а обратно, если не успевали на автобус или маршрутку, — за 70. Ушлые таксисты объясняли “накручивание” так: в аэропорту пассажир берет авто “от борта”, да к тому же за чертой города. Что, по их мнению, существенно влияет на стоимость поездки.

Теперь же аэропорт, похоже, всерьез взялся за развитие собственного трансфера. Доехать до любой точки Минска на легковой машине, которую вызывают, позвонив 7373, теперь можно за 30 рублей (для сравнения: “частники” просили за расстояние от аэропорта до метро “Восток” 50 рублей и ни в какую не хотели торговаться), услуги минивэна обойдутся в 40 рублей, микроавтобус потянет на 120.

КСТАТИ

В 2016 году Национальный аэропорт “Минск” выполнил 23 034 рейса (прирост составил 13,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Белорусские авиакомпании занимают наибольший удельный вес в общем объеме работ предприятия (на них приходится 65,9% всех самолетовылетов и 71,1% обслуженных пассажиров). Национальный аэропорт имеет четыре сертификата на соответствие международным системам менеджмента качества.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter