Солистка ансамбля «Бяседа» Татьяна Лазовская — о счастливых шансах, семье, народной любви и Родине

Небо без фильтров

Солистка ансамбля «Бяседа», обладательница медали Франциска Скорины Татьяна Лазовская для множества белорусов одна из самых любимых певиц. Не будет преувеличением сказать, что ее голос слышен в каждом доме. Яркая, живая, веселая, на встречу с корреспондентами «СБ» Татьяна пришла с еще горячим собственноручно испеченным караваем — душистым и умопомрачительно вкусным. Мы пообщались и узнали, как простая девчонка из Быхова стала всенародно любимой артисткой, как она живет сегодня и почему семья и Родина для нее дороже всего.
— Татьяна, расскажите о своем детстве. Где вы выросли?

— На Могилевщине, в очень красивом городе Быхове, который стоит на берегу Днепра, в городе со своей богатой историей. Выросли мы с моей старшей сестрой в большой любви. Родители нас очень-очень оберегали (и сейчас оберегают и любят) и старались максимально развивать. Росли мы очень дружно, ходили во всевозможные кружки. Когда моя старшая сестра только поступила в музыкальную школу, бабушка подарила ей большое фортепиано «Беларусь»... Так что и сестра у меня профессиональный музыкант: окончила музыкальную школу, затем колледж и университет. А я с самого детства мечтала стать артисткой. Сколько помню, всегда пела на всех утренниках, в детском саду я уже на выпускном концерте играла цыганочку, выступала с сольными номерами — с гордостью, потому что родители были в зале! Мама (она у меня фармацевт) хотела, чтобы я пошла по медицинской части: я ведь очень успешно училась и аттестат был хороший. Но я изначально выбрала музыку.

— Вокальная одаренность — это у вас семейное?

— У нас практически вся семья музыкальная. Мой дедушка по папиной линии был настоящий самородок: абсолютный слух и целая коллекция инструментов дома. Глядя на него, мой папа сам научился играть на гармони, баяне, аккордеоне, не имея музыкального образования, по слуху. Это такая самобытная игра, такая техничность и музыкальность, которую даже профессионалы отмечали! И папа всегда мне аккомпанировал, когда я пела. Бабушки обе прекрасно пели, и у мамы моей шикарный голос. Бывает, мы на природе где-то как вместе какую-нибудь народную песню запоем!.. И папа аккомпанирует. Ему не нужно нот, его просто просишь: «А сыграй вот это!» — и он играет, он дышит вместе со мной, и гармошка разливается так, что все замирает вокруг... Вот эти мгновения, конечно, очень дорогого стоят.

Первое музицирование.

— Вы с такой любовью говорите о семье — хочется по-хорошему позавидовать...

— Знаете, у нас атмосфера в семье и отношения настолько трепетные и теплые, мы живем делами друг друга, помогаем друг другу всегда... Иной раз слушаешь: человек с родителями только созванивается, с родственниками отношения прохладные, друзья становятся ближе родных. На мой взгляд, никогда нельзя допускать, чтобы твои родные, кровиночки твои как-то отдалялись! А у нас очень дружная, сплоченная семья, очень много в ней традиций, которые передаются из поколения в поколение. И я желаю всем и каждому ощутить вот эту доброту, теплоту, трепетность друг к другу. Мои родные не пропустили ни одного моего концерта! Ни одного. Я всегда вижу их в зале, и у них есть определенные любимые песни, то есть они уже знают репертуар «Бяседы» наизусть, а ведь у нас очень много программ в коллективе... Так что я счастлива и горда, что у меня такая опора и поддержка и что сейчас мы все вместе живем в городе Минске — это было мое желание, когда я сюда переехала, чтобы родные были вместе со мной. Мы всей семьей любим приезжать в наше родовое гнездо в Быхове, в дом, построенный моим дедушкой. Это мое место силы. Дед был кузнец, охотник, держал свою пасеку... Вы меня останавливайте, а то я о семье могу говорить бесконечно!
Татьяна Лазовская в детстве.
За кулисами школьного спектакля.
— А какую песню в своей жизни первую спели, помните?

— «По Дону гуляет казак молодой». Моя бабушка была такая песенница, с очень красивым тембром голоса. И мама говорит, что мой голос очень напоминает бабушкин. И мы вот это «По Дону гуляет...» как сядем, как вместе запоем! Бабушки уже нет, а песни ее остались, остались воспоминания, которые очень ярко отпечатались в моей жизни. От нее мне передалась, наверное, и любовь к песне, и любовь к кулинарии, к шитью — могу за ночь сценический костюм сшить, если потребуется.

— И все же данные данными, но для успешной карьеры любые способности требуется развивать и ставить на профессиональную основу. Где вы учились? И как попали в ансамбль «Бяседа»?

— После музыкальной школы поступила в Могилевский музыкальный колледж на народное хоровое пение, далее окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств, у меня была замечательный педагог Ольга Кондратенко. И с первого же курса я сразу стала участвовать в концертах. Пела с цимбальным оркестром, со знаменитым оркестром народных инструментов Леонида Иванова... Годы шли, я училась, и надо было уже как-то определяться со своей дальнейшей деятельностью. И вот однажды мы разговорились с певицей Нелли Захаровной Богуславской, заслуженной артисткой Беларуси, и она мне посоветовала: «Знаешь, Танька, есть такой ансамбль «Бяседа», руководитель — народный артист Леонид Захлевный, вот тебе бы туда!» И моя старшая сестра Людмила повела меня на прослушивание к Леониду Константиновичу. Я знала, что он легенда, и очень хотела просто услышать его мнение: что он мне порекомендует, какие советы даст. Одну песню спела, другую — а давайте лирическую, а давайте темповую, посмотрим диапазон... И вдруг он мне говорит: «Вы знаете, я хочу пригласить вас на работу в ансамбль «Бяседа», солисткой». Для меня это было настолько неожиданно! Учитывая, что возраст мой был еще экстраюный. Сразу отвечаю: «Я согласна!» Нужно было, конечно, перевестись из Могилева в Минское музыкальное училище им. М. Глинки, но я была на хорошем счету, учебный курс приближался к финалу, и Леонид Константинович мне помог с переводом. И в могилевском, и в минском музыкальном колледже у меня были прекрасные педагоги. Сложность в том, что и учиться, и работать приходилось одновременно, но я очень целеустремленный человек, если чего-то хочу, то добиваюсь. И, конечно, хочу высказать огромную благодарность педагогам: меня учили и Н. А. Цветикова, и Е. Б. Назаренко, педагоги от бога, с огромным багажом и опытом. Я просто кайфовала, обожала ходить на занятия, несмотря на то что это было мегасложно, ведь у нас шли и репетиции, и концерты, все в разных районах города. И все-таки Минск меня принял шикарно, я чувствовала себя как рыба в воде: вот это мое место!
 Студенческие годы.
Вручение дипломов.
С заслуженной артисткой БССР Нелли Богуславской.
— То есть своим крестным отцом в профессии вы считаете именно Леонида Захлевного?

— Да, Леонид Константинович Захлевный в моей судьбе сыграл ключевую роль, когда пригласил юную девочку в уже сложившийся и известный коллектив. Я была очень счастлива. Сразу же написал для меня песню, через несколько месяцев еще одну — это была «Святая земля», она вышла как раз на папин день рождения. Раздольная, с огромным диапазоном, я очень люблю эту песню. Однажды даже исполняла ее на инаугурации Президента. А еще на открытии Дворца Республики... Словом, «Святая земля» настолько для меня значима во всех смыслах, и это было очень неожиданно, что такая композиция сочинялась для меня. Я и сейчас храню этот большой конверт, в котором лежат ноты песни с его подписью.

Мюзикл «Павлинка»: в роли Агаты Пустаревич.

— Поп- и рок-певцы, бывает, жалуются, что поклонники требуют всегда одних и тех же песен. У вас такой проблемы не возникает?

— Это, может быть, люди, у которых нет репертуара? А у нас знаете какой репертуар! У нас его столько, что хватит на несколько поколений вперед. Кроме народных песен, Леонид Константинович постоянно приносит свои новые композиции с аранжировкой. Порепетировали, записали — и вот уже песня ушла в народ! Мы не перепеваем чье-то, за то «Бяседу» и любят, что у нас свой репертуар. Народные мелодии одеваем в какое-то современное звучание, и песня играет по-новому, сохраняя вместе с тем свой колорит, всю его палитру. И даже аутентичное пение у нас может быть. А аутентику не каждый споет, это очень сложный материал.

На съемках семейно-музыкального шоу «Добрый вечер».
 
Заслуженный коллектив Республики Беларусь, ансамбль народной музыки «Бяседа» Национальной государственной телерадиокомпании.

— Вас слушает молодежь? Или сейчас молодые люди считают, что народная песня — это старо и несовременно?

— Вы что! У нас на концертах зрители от 6 и до 90 лет. И молодежь так танцует и зажигает под «Бяседу»! У нас же песни со смыслом, со своей историей. Даже «Чарка на пасашок» — это ведь песня уже народная. Впервые с Александром Болотником, который и написал эту песню, мы ее исполнили в дуэте на творческом вечере поэта Александра Легчилова в театре музкомедии. С ансамблем «Бяседа» она раскрутилась настолько, что сейчас спросите людей — и вам скажут, что «Чарка на пасашок» песня народная. Многие ее исполняют, и не только белорусы. Конечно, делают это не так, как мы, но и в России поют, и в Казахстане, везде поют, еще и свои слова придумывают, хотя это авторская вещь. Кажется, незатейливая мелодия, а на самом деле хит. Всегда на концертах кричат: «Давайте «Пасашок!», как же без этой песни, она уже не отпускает... И молодежь к нам приходит очень пытливая, интересующаяся.

— Какие у вас базовые жизненные принципы? И что для вас самое главное?

— Самое главное, конечно, здоровье. Прежде всего чтобы твои родные и близкие были здоровы. Я по натуре оптимист, считаю, что нужно уметь жить и радоваться жизни, говорить за все спасибо. Любить жизнь во всех проявлениях и получать от этого удовольствие. И ценить каждый момент.  
Поехала на дачу и радуюсь, что там цветы расцвели, что небо такое синее, как я говорю, небо без фильтров. Люди ищут каких-то благ, а мое кредо: «Счастье в простоте». 
Нужно внимание своим родным и близким уделить вовремя. И позвонить вовремя. Я это стараюсь делать, потому что иначе не могу. Счастье в простом, не надо ничего изобретать. Я рада, что в профессии состоялась. Рада, что у меня есть возможность жить, любить, дарить свое творчество людям. Не могу сказать, что если б я поехала на Лазурном Берегу сидеть под пальмами, то была бы там просто счастлива. Многие одноклассники уехали жить за границу и говорят: там круто. Ну а мне круто в Беларуси. Спрашиваю: «А как вы с родными общаетесь, у вас же нет тактильности?» А для меня очень важна тактильность, вот это живое ощущение... Как это — поставить на кон всю жизнь, чтобы через окошечко в компьютере лимитированно общаться со своими родными и близкими? Для меня это неприемлемо. Никогда в жизни ни на что не променяю свою страну. Чтобы мне куда-то уехать от своих мамы и папы, не обнять, не ходить друг другу в гости на праздники?

Съемки военного цикла «С днем рождения, Победа!».

— Как относитесь к звездной болезни? Вас она не задела?


— Никогда звезду не включаю. Люблю со зрителями пообщаться, даже если устала. Люди ведь приходят с подарками, просят сфотографироваться, и я не могу сказать: «Ой, извините, опаздываю!» или «Ах, у меня была такая дорога тяжелая!» Кто-то говорит, мол, вы звезды. Да какие звезды, просто у нас профессия — артист. А кто-то повар, а кто-то врач. Есть у нас в «Бяседе» такая песня, Леонид Константинович Захлевный написал: «Мы все из тех, кого зовут простым народом, / Мы все из тех, кто плоть и пот, и соль земли».
 С народными артистами Беларуси Анатолием Ярмоленко и Эдуардом Ханком.
С художественным руководителем ансамбля «Бяседа», композитором народным артистом Беларуси Леонидом Захлевным.

— А народную любовь вы ощущаете?

— Ощущаю! Я к зрителю выхожу, не чтоб себя показать и собой полюбоваться. Выхожу к людям как к своим. Народ не обманешь. Публика не будет тебе аплодировать и кричать «Браво!», просить на бис, если чувствует неискренность. Народ все видит. И, конечно, это очень подкупает. Все наши концерты проходят с большими аншлагами, с овациями, даже в очень больших залах, даже во Дворце Республики. Люди получают удовольствие от нашей работы, и все это возвращается к нам в тройном размере. И мы готовы отдать взамен еще больше. Когда ездим по стране, нас так трепетно встречают! И для меня нет разницы, выступаем мы на мероприятии государственного значения или на концерте в районном Дворце культуры.  
Люблю нашу публику, наш народ — он настолько отзывчивый, певчий, добрый, благодарный! Не зря говорят, что лучше белорусской публики нет. 
Ансамбль «Бяседа» это знает как никто: мы столько стран объехали и ближнего, и дальнего зарубежья. И Китай, и Корею, Казахстан, Португалию, Румынию, Германию, все не перечислишь. Но я всегда спешу домой. Я обожаю нашу Беларусь. И вся моя семья — мы так горды, что все наши предки все здесь, на этой родненькой земельке, что я родилась и живу в этой стране. Что наша страна гордая, сильная, процветающая, радушная! И пусть она не настолько огромная, зато достойная во всех отношениях.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter